loader image

 

Старая версия сайта - https://oldd.vin-souz.ru/

ФЗ-345 Начинаем исполнять

Уже неделю винный рынок живёт в новой реальности в связи со вступлением в силу федерального закона 345 о внесении поправок в основные законодательные акты, регулирующие производство и оборот винодельческой продукции. В отличие от прошлогоднего 468 закона, на подготовку к исполнению которого у отрасли было несколько месяцев, с текстом поправок участникам рынка удалось познакомиться буквально за неделю до 2 июля – даты вступления в силу.

Больше всего шума вызвали изменения, связанные с необходимостью ресертификации французского шампанского как «игристого вина». Тем не менее, круг вопросов, которые вызывает 345 закон, гораздо шире. Минфин России тоже обеспокоен ситуацией с новым законом. Сейчас рассматривается введение моратория на действие нового закона, и для этого есть все основания. Отсрочка может быть введена уже в конце июля.

По итогам недельных консультаций с бизнесом и представителями власти, ИЦ WineRetail провёл оценку рисков, связанных с новой законодательной реальностью.

Термины и определения

В первую очередь, новое законодательство изменило термины и определения винодельческой продукции. Было исключено понятие «столового вина», также для импортных вин перестали существовать категории «защищённого географического указания» и «защищённого наименования места происхождения». Термины – это база, на которой строится всё регулирование рынка. От терминологии зависит весь цикл оборота винодельческой продукции (вина, игристого вина, коньяков и бренди). Изменить термин –  всё равно что для человека поменять фамилию в паспорте на более благозвучную. Придётся переделывать все остальные документы, а потом уведомлять работодателя, банки и прочие учреждения.

Применительно к винодельческой продукции это означает смену таможенных кодов (ТН ВЭД), деклараций соответствия, на основании которых таможня допускает товар в Россию. Процедура сертификации выглядит так. Импортёр официально ввозит в Россию образцы вин, после прохождения процедур таможенного оформления они направляются в одну из аккредитованных лабораторий, где проходят испытания на соответствие ГОСТ или ТР ТС (Техническому регламенту Таможенного союза). На основании выданного протокола испытаний Росаккредитация принимает у импортёра декларацию соответствия, а Центральная акцизная таможня после выполнения других обязательных процедур разрешает ввоз вина в Россию. Стоит исследование 7 000 рублей, занимает около недели. Действует сертификат на наименование вина 5 лет.

Риски: по оценкам WineRetail, на российском рынке присутствует более 20 тысяч наименований винодельческой продукции (вместе с шампанским и игристыми винами). Для ресертификации такого количества вина потребуется больше 140 миллионов рублей (без учёта стоимости самих образцов, которые зачастую достаточно дороги) и несколько месяцев. Время нужно на ввоз новых образцов и их оценку лабораториями, которые явно не рассчитаны на такой объём единовременной работы. На выполнение такой масштабной задачи рынку потребуется не менее 2-3 месяцев, в течение которых импорт будет серьёзно затруднён. Одним из следствий может стать дальнейшее укрупнение рынка импорта и серьёзные проблемы, с которыми столкнутся технические импортёры, работающие по заказам ритейлеров. Стоит отметить, что основной объем импорта вина сейчас обеспечивается компаниями розничной торговли. По оценкам WineRetail, на розницу приходится до 50% общего объема винодельческой продукции, ввозимой в Россию. Примерно четверть приходится на трех крупнейших игроков рынка ритейла. Именно они могут понести наиболее ощутимые убытки.

В пятницу 9 июля Центральная акцизная таможня уже предупредила участников рынка о приостановке ввоза в Россию вина, сертифицированного по правилам, действовавшим до 2 июля. На логистических хабах в Прибалтике, где импортное вино оклеивается акцизными марками, уже начала скапливаться «пробка» из нерастаможенного вина, а каждый день хранения должен быть оплачен. При этом, логистические мощности прибалтийских операторов не рассчитаны на длительное хранение объёмов вина, которые Россия ввозит за несколько месяцев.

Одно из возможных решений – изменение порядка сертификации импортных вин. Если декларацию соответствия разрешат подавать без лабораторного исследования образцов (фактически, большинство СКЮ уже эти исследования прошли), процесс ресертификации существенно ускорится, но проблемы винного рынка на этом не закончатся.

Чтобы подать импортное вино на сертификацию, нужно указать, к какому типу, описанному в новом законе, оно относится: «сортовым», «ординарным», «марочным» или «коллекционным», а с требованиями к этим категориям, а также с тем, как они соотносятся с категориями, принятыми в других странах, также много неясностей.

Стоки и марки

Наименование вида продукции указывается не только в таможенных кодах. Под конкретное наименование выдаются акцизные марки. И это уже гораздо более серьёзная проблема, чем ресертификация. Марки заказываются за несколько месяцев. После 2020 года, когда из-за нестыковок между ЦАТ и Госзнаком рынок на несколько месяцев остался без марки, импортёры все заказы делают заранее. Минимум – за 2-3 месяца. При этом необходимо учитывать, что заказ ассортимента на предновогодние продажи (особенно игристых вин) делается уже в июне.

Риски: если акцизные марки придётся заказывать заново, это ещё больше усугубит проблемы с импортом, но не только с ним. Примерно 60% от общего объёма производства российского вина составляют полусладкие вина, в производстве которых допускается использование вакуум-сусла (в том числе импортного). Эти вина маркируются как «столовые», но такой категории в законе теперь нет. Не совсем понятно, что будет со столовым полусладким российским вином, разлитым после 2 июля и как будет регулироваться его оборот

Решением проблемы может стать разъяснение Правительства о переходном периоде в использовании уже выданных акцизных, а также федеральных специальных марок. Также пояснений требует порядок реализации стоков винодельческой продукции, выпущенной до 2 июля. Теоретически, закон обратной силы не имеет и всё, что выпущено до этой даты, должно продаваться до истечения сроков годности. Тем не менее, ряд участников рынка видит риски в том, что запасы вина на складах также могут быть признаны не соответствующими требованиям нового законодательства (аналитическая записка, подготовленная по этому поводу одним из крупнейших операторов рынка, есть в распоряжении WineRetail).

По данным WineRetail, Правительством рассматривался вариант, при котором оптовый и розничный оборот винодельческой продукции, ввезённой на территорию России, информация о которой внесена в ЕГАИС до 2 июля 2021 года, должен быть завершен в срок до 1 января 2022 года.

При этом, для винодельческой продукции, маркированной федеральными специальными марками (такие марки используют для российского вина), предлагается предусмотреть переходный период до истечения срока годности.

Риски: Если сбудутся самые негативные сценарии, в 2021 году в предновогодний период на рынке может сложиться непростая ситуация – новое вино после прохождения процедур сертификации и получения марки ещё не поступит на рынок России, а стоки будут распродаваться до 1 января в «пожарном порядке». С российским вином ситуация будет, безусловно, лучше, но выпадение 30-40% объёма рынка вина может привести не только к повышенному спросу на российскую продукцию, но и росту цен на неё.

Этикетки и контрэтикетки

В процессе бурного обсуждения ситуации с наименованием французского шампанского появился умиротворяющий комментарий Минсельхоза России, в котором отмечалось, что термин Champagne на фронтальной этикетке вина убирать не требуется, поскольку он описывает место происхождения винограда. Тем не менее, проблема для рынка может скрываться не столько в том, чего на этикетке быть не должно, сколько в том, что там должно быть обязательно.

На прошлой неделе Роспотребнадзор направил участникам рынка рекомендательное письмо о подготовке новых макетов этикеток и контрэтикеток, в соответствии с требованиями статьи 26 ФЗ 468, в том числе: информация о сорте (сортах), месте происхождения и годе урожая винограда указывается контрастным легко читаемым шрифтом не менее 12 кегля. Подчеркнём, что данную информацию предполагается размещать на этикетке и контрэтикетке вин и коньяков.

Риски: Поскольку требование универсальное, перерабатывать и перепечатывать этикетки, в случае подтверждения этой позиции официальным разъяснением Роспотребнадзора, придётся всему рынку вина, а на полках появятся некоторые российские товары с лицевой частью, напоминающей реестр виноградных насаждений (ведь виноматериалы и виноград крупные производители закупали по всей Южной России). Что касается шампанских вин Франции, на этикетке, помимо термина Champagne, будет необходимо поместить перечень годов урожая вин, использованных в ассамбляже, а также сортов винограда.

Решением могло бы стать разъяснение Роспотребнадзора относительно трактовки этой части закона. Союз виноградарей и виноделов уже обратился в ведомство:

“Подпунктом 20 статьи 2 закона 345-ФЗ были внесены изменения в часть 2 статьи 26 ФЗ №468-ФЗ. Суть внесенных изменений – в уточнении запрета использовать слово «вино» на продукции не из винограда «на этикетке и контрэтикетке».

Расширительное толкование этой нормы, в результате чего слова «(контрэтикетке, кольеретке)» заменены словами «и контрэтикетке» и в первом предложении части 2 статьи 26 ФЗ №468 ФЗ, является, на взгляд НКО «СВВР», ошибочным. “

Полки

Один из пунктов ФЗ-345 уточняет правила розничной реализации винодельческой продукции, произведённой до дня вступления в силу нового закона.  Согласно этой норме, при розничной реализации такой продукции её выкладка должна осуществляться отдельно от продукции, произведённой после дня вступления в силу Федерального закона.

Риски: на сегодняшний день на полках розничной торговли существует уже несколько подкатегорий: «Продукция не является вином», «Вино России» и всё остальное вино. За год действия 468 закона ритейлеры отладили выкладку (в первую очередь, за счёт серьёзного сокращения товаров, относящихся к категории «Не является вином»). Новая норма, безусловно, требует разъяснения: относится ли она ко всем винам и игристым винам или только к произведённым внутри страны, какой из законодательных актов имеется виду – 468 закон, вступивший в силу с 26 июня 2020 года или 345, действующий со 2 июля 2021 года. В любом случае, требование труднореализуемо, с учётом логистики и организации полочного пространства розничных сетей. В случае реализации негативного сценария, каждая бутылка должна быть продублирована своим «двойником» с другой датой розлива на отдельном полочном пространстве. Нарушений может быть очень много – ведь бутылку «не на ту полку» может поставить не только мерчандайзер, но и покупатель. В масштабах федеральной сети из нескольких тысяч магазинов с десятками распределительных центров даже корректно проинструктировать персонал по раздельной выкладке вин с одинаковыми этикетками будет крайне сложно.

NB Заключение

Обсуждать текст закона и необходимость его изменения в данный момент не целесообразно. До октября 2021 года, когда состоится первое заседание Государственной Думы нового созыва, внесение поправок в документ невозможно. По букве или духу закона рынку придётся жить в ближайшие месяцы. Очевидно, что революционность многих положений закона требует дополнительных разъяснений со стороны исполнительной власти, в том числе контрольно-надзорных органов, от которых сейчас зависит – будет ли 12 кегль на этикетках, как будут выдаваться акцизные марки и ФСМ, каков будет порядок реализации стоков. Будем следить за развитием ситуации и рассчитывать, что большая часть рисков, описанных в этой статье, останется в несбывшихся негативных сценариях.

Мораторий на действие закона, введение которого сейчас рассматривает Минфин, будет лучшим решением до устранения всех технических нестыковок.

Продолжение следует

Александр Ставцев, главный редактор WineRetail.Info, Вице-президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла

Саморегулируемая организация "Ассоциация "Винодельческий Союз"

Последнее изменение от 14.07.2021