loader image

 

Старая версия сайта - https://oldd.vin-souz.ru/

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию

«Круглый стол»

на тему

«Мониторинг реализации Федерального закона

«О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации»

Краснодарский край, с. Абрау-Дюрсо24 сентября 2021 года  

РЕКОМЕНДАЦИИ

Заслушав информацию по вопросу «Мониторинг реализации Федерального закона «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации» участники «круглого стола» отмечают следующее.

В отрасли виноградарства и виноделия наблюдается устойчивая тенденция роста, на которую непосредственно влияют произошедшие изменения законодательства в данной сфере, действующие меры государственной поддержки и рост спроса на отечественные виноград и вино.

27 декабря 2019 года был принят Федеральный закон № 468-ФЗ                   «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации» (далее –Федеральный закон № 468-ФЗ), вступивший в силу 26 июня 2020 года.

Федеральный закон № 468-ФЗ регулирует правовые, организационные, технологические и экономические основы в области производства, оборота и потребления продукции виноградарства и винодельческой продукции. Для реализации положений Федерального закона № 468-ФЗ были приняты необходимые подзаконные акты.

Подотрасль виноделия регулируется также Федеральным законом от                22 ноября 1995 года № 171-ФЗ  «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ). Кроме того, требования к вину установлены в техническом регламенте Евразийского экономического союза «О безопасности алкогольной продукции» (далее – Технический регламент), утвержденном Решением Совета Евразийской экономической комиссии от                  5 декабря 2018 года № 98 и вступающем в силу с 1 января 2022 года.

В связи с принятием Федерального закона от 2 июля 2021 года № 345-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 345-ФЗ), которым, в том числе внесены изменения в Федеральный закон № 468-ФЗ, Правительством Российской Федерации утвержден план-график подготовки актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации норм Федерального закона № 345-ФЗ.

Вместе с тем, в сфере законодательного обеспечения виноградарства и виноделия имеется ряд вопросов, требующих решения, в том числе в части понятийного аппарата, приведение в соответствие положений нормативных правовых актов, выделения объектов регионального контроля, уточнения мер государственной поддержки, требований к маркировке, реализации и рекламе винодельческой продукции.

Обобщив и проведя анализ предложений, поступивших от  органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, отраслевых союзов, научных организаций, Совет указывает на необходимость дальнейшего совершенствования нормативных правовых актов для эффективного решения вопросов обеспечения развития виноградарства и виноделия в Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, участники «круглого стола»

р е к о м е н д у ю т:

1. Государственной Думе в период осенней сессии 2021 года ускорить рассмотрение во втором чтении проектов федеральных законов:

 № 496293-7 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в целях совершенствования определения видов разрешенного использования земельных участков);

 № 944923-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и статью 21 Федерального закона «О рекламе» в части организации специализированных ярмарок винодельческой продукции, произведенной в государствах-членах Евразийского экономического союза»;

№ 1157517-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации».

2. Правительству Российской Федерации:

принять меры по организации проведения федеральными органами исполнительной власти в рамках компетенции анализа норм Федерального закона № 468-ФЗ с учетом изменений, внесенных Федеральным законом          № 345-ФЗ, и подготовке на его основе перечня Федеральных законов, подлежащих изменению в соответствии с пунктом 2 Статьи 2 Федерального закона, а также определению сроков подготовки проектов изменений Федеральных законов;

принять меры по ускорению создания Федеральной саморегулируемой организации виноградарей и виноделов России;

рассмотреть возможность внесения изменения в Федеральный закон «О рекламе» в части разрешения всех видов рекламы объектов винного туризма;

рассмотреть целесообразность переноса сроков вступления в силу Технического регламента;

рассмотреть возможность внесения изменений в пункт 8 статьи 4 части 4.12 Технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011)  в части исключения для вина запрета на указание в описании вкуса и аромата ингредиентов иного происхождения, если эти продукты не включались в состав продукции;

проработать вопрос по созданию национального агентства по продвижению российского вина на внутреннем и внешнем рынках в соответствии с анализом мирового опыта в данной сфере.

3. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:

подготовить предложения по изменениям в Федеральный закон № 468-ФЗ в части уточнения отдельных понятий, используемых в статье 3 данного Федерального закона, установления необходимых переходных положений, дополнения мер государственной поддержки и иных вопросов, отраженных в пункте 3 решения заседания Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на тему «О совершенствовании законодательного регулирования развития  виноградарства и виноделия в Российской Федерации» от 15 декабря 2020 года, с учетом дополнительной проработки конкретных формулировок с отраслевыми союзами и ассоциациями, научными организациями, а также принятия Федерального закона № 345-ФЗ;

рассмотреть возможность дополнения содержащейся в Федеральном законе 468-ФЗ классификации игристых вин по степени выдержки, предусмотрев следующие виды: молодое игристое вино, игристое вино (без выдержки), игристое вино коллекционное;

рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон № 468-ФЗ в части разрешения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти шаптализации (добавления сахара в сусло), если по погодным условиям к моменту сбора урожая виноград не выйдет на достаточный баланс «кислотность-сахар»;

дополнительно проработать вопросы:

– сохранения права производить продукцию с защищенным географическим указанием и наименованием места происхождения за предприятием, независимо от членства в федеральной саморегулируемой организации;

– возможности внесения изменений в государственный реестр в части указания на назначение столовых и универсальных сортов винограда на основании заявления оригинатора сорта при наличии результатов анализа характеристик сортов;

– дополнения законодательства объектами регионального контроля в сфере виноградарства и виноделия, в том числе полномочиями по контролю за фактической урожайностью в сезон уборки винограда, по ведению федерального реестра виноградопригодных земель, по приему и контролю за достоверностью содержащихся в урожайной декларации сведений;

– разработки мер государственной поддержки виноделия в виде субсидирования части затрат на приобретение технологического оборудования для винодельческой промышленности;

– возможности указания защищенного географического указания и защищенного наименования места происхождения как для российской, так и для импортной винодельческой продукции;

– уточнения положения в части использования на этикетке и в наименовании винодельческой продукции товарного знака, содержащего в том или ином виде наименования или производные от географического объекта, или адреса предприятия с учетом изложения пункта 2 статьи 32 Федерального закона № 468-ФЗ  в следующей редакции: “Использование на этикетке и контрэтикетке винодельческой продукции, а также в наименовании винодельческой продукции наименований географических объектов, расположенных на территории Российской Федерации, и слов, производных от этих наименований, может осуществляться только винодельческими хозяйствами, осуществляющими производство российской винодельческой продукции защищенного наименования, а также  винодельческой продукции, не относящейся к категориям защищенного географического указания и наименования места происхождения в соответствии с положениями настоящего Федерального закона”;

– изложения пункта 3 статьи 24 Федерального закона № 468-ФЗ в следующей редакции: «3) повышение объемной доли содержания этилового спирта за счет частичного концентрирования виноградного сусла с использованием обратного осмоса при производстве виноградосодержащих напитков (вермутов)»;

– изложения пункта 2 статьи 26 Федерального закона № 468-ФЗ в следующей редакции: «2. Информация о сорте (сортах), месте происхождения и годе урожая винограда должна быть доведена до сведения потребителя путем ее указания на этикетке (контрэтикетке, кольеретке)»;

– целесообразность установления требования по рейтингу винодельческой продукции в Федеральном законе № 468-ФЗ с учетом включения в него не менее трех четвертей общего количества расположенных в Российской Федерации производителей такой продукции;

ускорить подготовку и принятие подзаконных актов к Федеральным законам № 468-ФЗ и № 345-ФЗ;

проработать вопрос увеличения объема господдержки виноградарства, прежде всего, закладки виноградников с учетом возможности увеличения размера субсидий до 90% от затрат;

подготовить совместно с Минфином России предложения по дополнительным мерам государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в сфере виноградарства и виноделия;

рассмотреть возможность расширения мер государственной поддержки строительства предприятий по производству вин с защищенным географическим указанием и вин с защищенным наименованием места происхождения;

принять меры, направленные на увеличение производства посадочного материала винограда, включая увеличение государственной поддержки создания питомников;

ускорить внесение изменений в нормативные правовые акты в целях совершенствования порядка введения сортов винограда в государственный реестр селекционных достижений Российской Федерации, ввезенных и произрастающих на территории Российской Федерации с учетом возможности исключения требований о введении интродуцированных сортов в Государственный реестр Российской Федерации для их использования в производстве только после их государственных испытаний, а также проработать вопрос возможности включения в указанный реестр не только технических сортов винограда, но и универсальных и столовых, в том числе автохтонных сортов, по которым имеется историческая практика использования их в виноделии, принимая во внимание необходимость включения аналогов (синонимов) названия сортов винограда;

принять меры по подготовке предложений для Росреестра по доработке проекта федерального закона № 496293-7«О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в целях совершенствования определения видов разрешенного использования земельных участков) в части правил использования сельскохозяйственных угодий;

обеспечить подготовку доклада в Правительство Российской Федерации с предложением поручить Минстрою России осуществить подготовку соответствующих изменений в нормативные правовые акты, направленных на установление возможности создания виноградо-винодельческих терруаров, и, как следствие развитие территорий, а также виноградарства и виноделия, а также  на сокращение сроков и стоимости строительства, реконструкции таких терруаров .

4. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации дополнительно рассмотреть возможность поддержки создания во взаимодействии с соответствующими научными организациями национального научно-образовательного центра виноградарства и виноделия на базе Московского государственного университета пищевых производств, ориентированного на подготовку и повышение квалификации специалистов в сфере виноградарства и виноделия.

5. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в целях установления возможности выделения виноградо-винодельческого терруара в качестве элемента планировочной структуры ускорить подготовку соответствующих изменений в приказ Минстроя России от 25 апреля 2017 года № 738/пр.

6. Министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономического развития Российской Федерации ускорить работу по приведению в соответствие Федеральному закону № 468-ФЗ Технического регламента, в том числе обеспечить внесение в Евразийскую экономическую комиссию проекта соответствующих изменений в Технический регламент и проведение процедур его межгосударственного согласования.

7. Министерству финансов Российской Федерации:

рассмотреть возможность внесения изменений в  Федеральный закон                № 171-ФЗ в части:

– снятия ограничения на выездную торговлю произведенной винодельческой продукцией, содержащиеся в абзаце 4 пункта 4 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ;

– разрешения интернет-торговли вином отечественным производителям в рамках лицензии на производство и поставки данной продукции;

– возможности реализации вина России в розлив, прежде всего в виноградо-винодельческих регионах и курортных зонах в целях развития агротуризма, с учетом проведения оценки возможности осуществления эффективного государственного контроля за указанной деятельностью и обеспечения учета реализуемой в розлив продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

– включения в часть 1 статьи 11 и часть 2 статьи 18 Федерального закона № 171-ФЗ изменений, направленных на предоставление возможности сельскохозяйственным товаропроизводителям осуществления розничной продажи винодельческой продукции защищенных наименований в рамках лицензии на производство, хранение, поставки;

– отмены запрета на использование арендованного оборудования для производства винодельческой продукции без добавления этилового спирта;

дополнительно рассмотреть вопрос увеличения минимальной розничной цены на коньяк с учетом фактической себестоимости данной продукции;

проработать вопрос разработки и принятия нормативного правового акта об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставка (за исключением экспорта) и розничная продажа вина.

8. Министерству экономического развития Российской Федерации:

рассмотреть возможность внесения изменений в приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 9 января 2018 года № 10 «Об утверждении Требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 7 декабря 2016 года № 793» в части установления в генеральных планах функциональной зоны «Виноградарство», дополнив указанный документ соответствующим внемасштабным условным знаком и условным обозначением функциональной зоны;

рассмотреть возможность учета предложений Минсельхоза России по конкретизации полномочий федеральных и региональных органов исполнительной власти в части государственного контроля в области виноградарства и виноделия в рамках проводимой в установленном порядке работы по проекту федерального закона № 1051647-7 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”.

9. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:

продолжить работу по разработке и совершенствованию нормативных правовых актов в целях создания условий для роста реализации российской винодельческой продукции;

дополнительно проработать вопрос организации рекламы вина России на телевидении и в других средствах массовой информации.

10. Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии:

рассмотреть возможность внесения изменения в приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 года № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» дополнив его видом разрешенного использования – «виноградарство» и его описанием: «выращивание винограда; размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции (винограда, продукции винодельческой промышленности), объектов агротуризма»;

ускорить работу по изменениям проект федерального закона № 496293-7 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в целях совершенствования определения видов разрешенного использования земельных участков) с учетом предложений Минсельхоза России.

11. Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору продолжить работу по сокращению сроков рассмотрения документов на ввоз в Российскую Федерацию посадочного материала винограда и расширению списка зарубежных питомников, имеющих разрешение на поставку виноградных саженцев в Российской Федерации, а также по упрощению процедуры приобретения виноградо-винодельческими организациями импортных саженцев и подвоев.

12. Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека продолжить работу, в том числе по проекту федерального закона № 1051647-7 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”, в части уточнения терминологии в отношении видов государственного надзора – санитарно-эпидемиологического и в области защиты прав потребителей, включая внесение изменений в положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в соответствии со статьей                                6 Федерального закона  № 468-ФЗ.

13. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии и Техническому комитету по стандартизации 162 “Виноградарство и виноделие” ускорить работу по актуализации и внесению изменений в национальные и межгосударственные стандарты по винодельческой продукции, в целях обеспечения их соответствия Федеральным законам № 468-ФЗ, № 345-ФЗ и Техническому регламенту.

14. Исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

представить в Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию о действующих нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, направленных на обеспечение развития отечественного виноградарства и виноделия, а также результатах их правоприменительной практики;

проработать вопрос выделения отдельного органа исполнительной власти по управлению виноградарством и виноделием в субъекте Российской Федерации.

Саморегулируемая организация "Ассоциация "Винодельческий Союз"

Последнее изменение от 04.10.2021