loader image

 

Старая версия сайта - https://oldd.vin-souz.ru/

Заблокируют по правилам. Для алкоголя в Интернете разработали критерии

15 октября заканчивается общественное обсуждение списка критериев, по которым интернет-ресурсы с алкогольным контентом могут заблокировать. Критерии разработаны ФС Росалкогольрегулирования и направлены в первую очередь против незаконных дистанционных продаж алкоголя.

Участникам алкогольного рынка стоит изучить Приказ ФС РАР об утверждении критериев, по которым интернет-витрина дистрибьютора или сайт торговой сети могут быть признаны содержащими информацию, «распространение  которой в Российской Федерации запрещено» с последующей блокировкой доменного имени или сетевого адреса. Судебные блокировки сайтов с алкогольным контентом практикуются уже давно, однако четкий список критериев появится впервые.

WineRetail, проанализировав документ (копия опубликована в телеграм-канале https://t.me/wineretail), выделил несколько ключевых положений.

Что должно быть на сайте:

сведения о продавце:
– наименование с указанием организационно-правовой формы;
– идентификационный номер налогоплательщика;
– номер, дата выдачи, срок действия актуальной лицензии.

Чего не должно быть на сайте:

– предложения о доставке продукции или о выборе способа, средства, места доставки продукции потребителю;
– возможности предоплаты или оплаты алкоголя с использованием электронных средств платежа;
– предложения о приобретении алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Исключение по этому пункту сделано для случаев, отдельно оговоренных в законодательстве (видимо, есть и такие).

Особые положения

Отдельно стоит выделить пункт Приказа, который призван закрыть широко используемую сейчас схему «серых online-продаж»: пробить алкоголь в розничной точке и вместе с чеком отправить покупателю курьером с оплатой при получении или с переводом «долга» на карту физлица. Сформулирован этот момент Приказа следующим образом: «наличие предложения о возможности заключения договора купли-продажи с условием исполнения обязательств по сделке в пользу третьего лица, договора об уступке требования и о переводе долга, если указанные сделки совершаются в отношении продукции».

Есть в Приказе интересный момент, имеющий отношение к продаже винодельческой продукции фермерами.

Так, исключение по поводу информации о продаже алкоголя физлицами сделано не только для ИП, торгующих пивом, сидром, пуаре или медовухой, но и для сельхозпроизводителей винодельческой продукции, к которым относятся винодельни КФХ.

Отдельно в Приказе оговаривается, что требования к информации на сайте распространяются и на алкогольную продукцию, продажа которой не подлежит лицензированию (например, медицинские препараты с содержанием этилового спирта).

Именем Роскомнадзора

Приказ должен вступить в силу с 1 марта 2022 года, за месяц до начала эксперимента по дистанционной продаже алкоголя «Почтой России». Согласно планам Минфина, к эксперименту должны допустить ритейлеров (Минфин назвал дату запуска эксперимента по онлайн-продаже алкоголя).

«Список критериев РАР для блокировки сайтов обсуждается с начала года. В первоначальный вариант было внесено несколько существенных изменений, сами критерии достаточно понятные и не затрагивают информацию в каталогах торговых сетей и дистрибьюторских компаний. Для того, чтобы проверить свои ресурсы на предмет соответствия критериям, у участников рынка будет несколько месяцев. Это хорошая новость.

При этом очевидно, что рынок готовят к постепенной либерализации online-продаж алкоголя. В этом заинтересованы крупнейшие ритейлеры, включая Ozon, который недаром получил недавно алкогольную лицензию (Ozon регистрирует юрлицо под возможное получение лицензии на алкоголь). Тех, кого к эксперименту не допустили, будут блокировать. Это плохая новость для виноторговых компаний, которые используют практики доставки алкоголя курьером для своих частных клиентов.

Кроме сайтов по продаже алкоголя, которые блокируются и сейчас достаточно регулярно, существуют приложения, которые пользователь самостоятельно устанавливает на своё мобильное устройство, а также мессенджеры. Тем не менее, общий вектор госорганов, направленный на ужесточение контроля над алкоголем в сети, одновременно с частичным разрешением его продаж, чётко виден», – говорит руководитель ИЦ WineRetail Александр Ставцев.

На практике блокировка по представлению ФС РАР будет осуществляться Роскомнадзором. Это ведомство ведёт соответствующий Реестр: https://eais.rkn.gov.ru/.

Эксперт в сфере IT-технологий Михаил Паулкин отмечает, что у ведомства достаточно ресурсов, чтобы заблокировать не только сайт, но и мобильное приложение.

«Обращения от имени Роскомнадзора к глобальным платформам обычно дают эффект в случаях, если ресурс нарушает законодательство. Но всегда остаются какие-то серые зоны», – говорит эксперт.

На сегодняшний день, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) нелегальный оборот алкоголя в Интернете оценивается в сумму до 3-х млрд рублей ежегодно.

Согласно результатам опроса, проведённого популярным телеграм-каналом «Около вина» в октябре 2021 года (более 1000 респондентов), вино с доставкой напрямую от компании-импортёра приобретают до 20% потребителей. Как правило речь идет, о винах в ценовой группе 500-1000 рублей (46% аудитории) и выше.

Источник: https://wineretail.info/vinotorgovlya/zablokiruyut-po-pravilam.-dlya-alkogolya-v-internete-razrabotali-kriterii-2021-10-14.html

Саморегулируемая организация "Ассоциация "Винодельческий Союз"

Последнее изменение от 15.10.2021