loader image

 

Старая версия сайта - https://oldd.vin-souz.ru/

Повлияет ли регулирование цен на алкогольный рынок?

Торговые наценки – больная тема, которая существует столько же, сколько и торговля. Низкую отпускную цену на вино поставил – экономика не сходится, поднял цену поставки (даже если с сетью договорился), выпал из своего ценового сегмента, оборачиваемости нет. Нет продаж, из сети вывели. У байеров свои проблемы. Все «под микроскопом» мониторинга конкурентов. Нет низкой цены на полке, ушли покупатели в другой магазин, план роста продаж не выполнен, закупщику замечание от коммерческого департамента, а то и от СБ.

Уже как-то забылось, что наценки на вино в рознице ещё лет 8 назад назад были примерно как в ресторанах от 200%, лучше больше (это при импортёрских и дистрибьюторских схемах поставок). До сих пор в регионах, где нет федерального ритейла и «четыре конца» не редкость. Как раз из той эпохи мем про «вино из супермаркета», как синоним низкого качества, потому что ничего хорошего в ритейле, за редчайшим исключением вроде МЕТРО и «Азбуки Вкуса», купить было нельзя. По 60 евроцентов приобрели, за условные 4-5 евро эта жидкость стоит на полке. Кто был в Европе, падал в обморок от сравнения цены/качества «у них» и «у нас».

Когда на рынок зашёл «КиБ» со средневзвешенной наценкой в 28% на всё, в лучших традициях Walmart – это был, конечно, шок. Маржинальная алкогольная категория сдувалась на глазах. С этим надо было что-то делать и в федеральном ритейле стартовала реформа категории, в результате которой полочные цены на импортное вино приблизились к розничным европейским за счёт прямых закупок. Российские винодельни тоже вписались в этот процесс, разрабатывая ЭТМ для ритейлеров. Ситуация выровнялась где-то на 80-100% наценки, как  средняя максимальная по рынку. Даже на собственном импорте сделать больше удаётся только в отдельных сетях и форматах со специфическим покупателем.

Негибкая наценка – это проблема, которую в ритейле признают многие. Возможности для конкуренции сужаются. Но гораздо больше наценка сетей не нравится поставщикам (что понятно). Есть даже мнение, что «наценку на вино пора регулировать».

Бойся своих желаний, как говориться. Авторитетный  политический телеграм-канал Незыгарь сегодня пишет (https://t.me/russica2/44236), что переговоры Правительства и ритейлеров по регулированию наценки на социально значимые товары провалились.

Точнее, сети наценки снизили (по некоторым товарам  первой необходимости они давно 0), но не на всё, а только на гречку, молоко и кур с СТМ – примерно на 20% ассортимента. А надо на все, включая бренды – Danone, Fazer, Nestle и прочие, иначе инфляция растёт.  Как результат, родился законопроет о регулировании наценок по всей цепочке поставки. Кто видел расчёты МРЦ на алкоголь от Минфина, сразу поймёт к чему идёт дело. В проекте посчитана максимальная доходность всех – «от поля до прилавка». Например, «переработчик» (к ним относится большинство российских виноделен, за исключением КФХ) может наценивать не больше 15% в любом ценовом сегменте.

Вино, конечно, к «товарам первой необходимости» не относится. Но это регулирование цен – дело захватывающее, могут и на все товары ввести (запрос на эту меру для винодельческой продукции существует). Пока же – если закон примут – мы будем наблюдать сокращение доли брендов (уже идёт) и для балансировки экономики в рознице фиксацию (если не увеличение) планов по маржинальности в категориях, которые к «социально значимым» не относятся.  Алкоголь, безусловно, в их числе.

Источник: https://wineretail.info/vinotorgovlya/pro-naczenki-na-vino-2022-02-16.html