loader image

 

Старая версия сайта - https://oldd.vin-souz.ru/

Продать нельзя доставить. Новый сезон «сериала» об онлайн торговле вином

В «Деловой России» состоялось первое в этом году (и явно не последнее) совещание по теме онлайн торговли вином под председательством Павла Титова. Вторым активным организатором был Ozon, представленный на уровне генерального директора Холдинга Сергея Белякова. Выступали Алексей Плотников (АВВР), Сергей Алтухов (Госдума).

За круглым столом также собрались СберМаркет, Яндекс, X5 Group, ВинЛаб, Фанагория. Ряд не менее уважаемых организаций подключился онлайн.

Не было Почты России, вокруг которой уже два года последний сыр-бор с доставкой. Не было и Simple, начинавшего проталкивать тему онлайн продаж ещё в те времена, когда в «Пятёрочку» чаще ходили не за Рислингом, а за хлебом, в Сбер за кредитом, а на Озон за книжками.

Уже в те далекие времена собиралась Рабочая группа в Минэкономразвития под председательством зам министра. И уже тогда Минфин и Минпромторг были за онлайн торговлю, а Минздрав против.

За эти годы тему онлайн продаж «топили» три раза крупно и ещё пару раз локально. В последний раз к Минздраву присоединилось МВД. Дольше на алкогольном рынке шла только история с законом «О вине». Его рассматривали примерно 15 лет, но зато приняли примерно за 3 месяца. Стоит учесть этот пример.

Сейчас шансов больше, чем когда-либо, есть поручение Президента, но и при таком уровне внимания к теме её почему-то «притапливают». Последняя версия законопроекта, уже после доработок и согласований была внесена Минфином в Госдуму 18 февраля 2022 года и с тех пор о нём не слышно.

По большому счету, никто, кроме Минфина и Почты, этой идеей в последний год и не занимался. Стоит ли удивляться, что дело не двигалось. Почтовый монополист честно готовился закон исполнять. Сделал проект сайта для онлайн заказа, привёл склад во Внуково в соответствие с требованиями ФС РАР, но быть активным лоббистом этой темы явно не собирался. Нет закона — нет проблемы.

Совещание в «Деловой России» позиционировалось, как заседание инициативной группы тех участников рынка и бизнес-ассоциаций, которым доставка всё-таки нужна, и которые собираются её активно отстаивать. Это Российские производители вина, которым нужен альтернативный канал продаж, в первую очередь для дорогих вин малых и средних производителей. Это маркетплейсы, которым вино нужно, как новая товарная категория и стимул для развития продаж всех продуктов питания. В гораздо меньшей степени это классический ритейл. Можно сказать, что интерес к теме по большому счету проявил только Х5, активно растущая на рынке доставки и обеспеченная логистическим ресурсом компания.

Были приведены аргументы:

—  Российская продукция может дешеветь за счёт инвестиций в производство, расширение продаж. Нужно не только расширять существующий канал продаж, но и формировать альтернативный.

— Сдерживающим фактором для развития инвестиций в виноделие является «узкое горлышко» реализации. Особенно в высоких ценовых категориях, где стремятся работать малые и средние винодельни. Е-ком формирует условие для быстрого роста всего рынка.

— Говоря о пилоте, можно говорить не только о рисках, но и возможностях, накопленных в других странах.

— Ситуация покупки вина в обычном магазине и при доставке принципиально не отличаются. Офф-Лайн тоже очень разный: есть крупные сети, есть несетевой ритейл, где можно купить алкоголь 24 часа в сутки.

— При обсуждении технической стороны доставки Алкоголь необоснованно сравнивается с другими категориями, она требует совершенно специальных решений.

— Эксперимент нужно проводить в соответствие со всеми требованиями продажи алкоголя, на ограниченной территории, но необходимо предусмотреть возможность расширения числа участников.

В то же время:

Очевидно, что разрешение он-лайн продаж — это не панацея для рынка. Доля этого канала в продажах алкоголя на развитиях рынках не превышает 6-9%.

Будем с интересом наблюдать за очередным сезоном сериала про вино: «Продать нельзя доставить». Скоро узнаем, где ставить запятую в этом названии.

Источник: https://wineretail.info/vinotorgovlya/prodat-nelzya-dostavit.-novyij-sezon-seriala-ob-on-lajn-torgovle-vinom-2023-02-07.html