loader image

Шахматная партия на винной полке

Непростые времена в российской виноторговле – в немалой части лишь отражение процессов, которые происходят на мировом рынке вина. Как строится сейчас глобальное винное ценообразование? Какие тренды определяют картину потребления? Что со всем этим делать закупщику винной сети? Профессиональным мнением по этим вопросам в эксклюзивной колонке с WineRetail поделился Франк Смулдерс – консультант группы компаний О’КЕЙ и единственный в мире Master of Wine с пятилетним опытом работы с российским ритейлом.

Инфляция на винном рынке Европы, безусловно, присутствует. Урожай в ряде регионов неплох, но мы видим рост цен на комплектующие – бутылка, картон, этикетка и т.д. Это не такие уж большие деньги, предположим, 10 центов на бутылку. И если речь идет о вине за 10 евро – это не проблема. Проблема начинается там, где вино стоит 1-2 евро и каждые 10 центов уменьшают конкурентоспособность вина на полках.

С плотными, мощными красными винами есть проблема. Глобальный покупатель больше не хочет красное вино с высоким алкоголем. В Бордо и в Риохе сейчас на стоках больше 60 млн литров вина, которое практически невозможно продать.

Сегмент белых вин действительно активно растет. Мы наблюдали тренд на Пино Гриджио, затем весь мир пил новозеландский Совиньон Блан, потом пришел черед Рислинга. Кто следующий? Я бы поставил на Альбариньо. Яркая ароматика и хорошие цены на вино из этого сорта. Лично мне очень нравится Верментино. Но в России его сложно продвигать в сегменте итальянских белых, где покупатели очень привержены Пино Гриджио.

Италия, безусловно, популярна. Если говорить о ярких красных, то есть шансы у Примитиво, особенно если снизятся цены. В последнее время этот сорт был переоценен. То же самое можно сказать про Просекко. Почти всё, что мы сегодня можем закупать дешевле 3 евро за бутылку, не очень высокого уровня. Закат Просекко не так уж далёк. В игристых идет серьёзный рост по всему миру, и я бы отметил категорию креманов, возможно, зекты из Германии и Австрии.

В мире, безусловно, есть перепроизводство вина. Мировое потребление снижается, и это подстегнул ковид, когда были закрыты рестораны. Но это всё не относится к сегменту дорогих вин. Топовые Бордо, Бургундия, Шампань, Кьянти только идут в рост – как по спросу, так и по цене.

Ключ выбора для потребителя, на мой взгляд, для недорогих вин – это сорт винограда, для позиций средний плюс и выше – это регион. В этом есть определенная проблема для стран Нового Света, потому что в Европе уже много сортового вина. Отличить Шардоне или Каберне Совиньон с юга Франции от Чили сложно, а сложности с мировой логистикой делают вина из Южной Америки, Австралии, ЮАР менее конкурентоспособными.

Безусловно, цена на полках важна. Потребитель во многих странах уделяет внимание экономии. До какого-то предела мы можем работать с поставщиком над удержанием цены, но в определенный момент этот ресурс заканчивается. Тогда начинается работа с альтернативами. Нужно предложить другое вино взамен подорожавшего. Что бы мы ни делали сейчас с Бургундией, цены даже на базовые вина слишком высоки. Мы идём в северные регионы за элегантными красными. Производим ротацию. Это похоже на шахматную партию, которую закупщик играет на винной полке.

По поводу работы в России могу сказать только одно. Я здесь уже пять лет, и я продолжу работу над формированием винного портфеля ГК О’КЕЙ в интересах покупателя. Мы планируем дальше развивать собственный импорт сети, который уже занимает в ассортименте порядка 40%. Для гипермаркета с 1000 наименований на полках это хороший показатель.

Новый каталог О’КЕЙ – это пример того, что мы можем предложить потребителю. Отличные вина и отличные цены.

Источник: https://wineretail.info/vinotorgovlya/shaxmatnaya-partiya-na-vinnoj-polke-2023-04-18.html