loader image

Слишком монопольное вино

Практику эксклюзивных договоров между винодельнями и виноторговыми компаниями нужно пресекать. С такой инициативой выступили власти Кубани.

Совещание, на котором поднимался этот вопрос, прошло 28 августа в Краснодаре под председательством вице-губернатора Александра Руппеля (с повесткой мероприятия ознакомился WineRetail).

Как нам пояснили участники совещания, цель конкретно этой инициативы: облегчить поставки в рестораны и местную розницу вин, непосредственно с кубанских виноделен.

Также на совещании обсуждалась возможность провести силами местного Роспотребнадзора мониторинга качества импортных вин, продаваемых в Крае.

В этой новости, как в зеркале, отразились «боли» разных сторон винного рынка.

Боль дистрибьютора в работе с российской винодельней: трудно продавать, больше усилий, чем на брендовый импорт, само «не качает». Кроме того, в импорте переход бренда от компании к компании — это целое событие, а в российском виноделии — рутина. Прежде, чем вкладываться, надо эксклюзивный контракт. Тогда бизнес понятней. А ещё бывает так, что вложился, но не угадал. А нагрузка финансовая растет и лишнее вино на складах не нужно. Требуется распродажа.

Боль винодельни: отдал всё дистрибьютору в прошлому году, на волне хайпа с «уходом импорта» и неплохих закупочных цен. Отгрузил первые фуры, а дальше движения не видно. В ресторан пришел на соседнем пляже, а там твоего вина нет: не завезли через Москву. А самому привезти две коробки нельзя — контракт эксклюзивный не позволяет.

Надо как-то вино «продвигать», а как — непонятно. И вообще непонятно, кто должен «продвигать». У дистрибьютера в прайсе несколько тысяч наименований, на всех «продвигателей» не хватает. А ещё так бывает, что договаривались с дистрибьютором только на рестораны и бутики вино поставлять, а оно — бац, и в супермаркете на полке (хорошо, если не в дискаунтере).

Боль ресторатора: аренда высокая, персонала не хватает, трафик падает, средний чек на вино не растет. Да и как ему расти, когда  «четыре конца» наценки на бутылку делаются после того, как другие  «три конца» уже сделаны. Взял российское вино в карту, а оно — бац, и в супермаркете. Гости недовольны — цена высокая. А ещё так бывает: заехал из своего пляжного ресторана в соседнюю винодельню, вино понравилось, а в карту поставить нельзя. Винодел не продаст — у него эксклюзивный контракт, а дистрибьютору не до пляжа. У него на «две и три звезды» в столицах  конкретно этого вина не хватает — все аллокации расписаны.

Когда рынок лихорадит (а главное, на всех продавцов не хватает покупателей), в спорах хозяйствующих субъектов третьей стороной часто становится государство. В данном случае, на уровне региона. На местах видней, что происходит. Недобросовестные практики — пресечь. Местной торговле — дорогу, виноделам — поддержку. Импорту — жесткий контроль. Гостям региона — местные вина.

Кубань вообще активно участвует в жизни винного рынка. Будем наблюдать за реализацией идей на практике. Сложный это процесс — регулирование договоров между участниками рынка, с учетом норм 381-ФЗ (О торговле).

Источник: https://wineretail.info/vinotorgovlya/wr-slishkom-monopolnoe-vino-2023-09-06.html