loader image

 

Старая версия сайта - https://oldd.vin-souz.ru/

Резкий поворот в истории с интернет-торговлей алкоголем

К партии «против» присоединилась Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), куда входят крупнейшие федеральные ритейлеры. Игорь Караваев, глава АКОРТ направил письмо с критикой инициативы об он-лайн продажах спиртного в Минпромторг.

При прочтении документа, возникает ощущение, что его писали правоохранительные органы. Очень похожая логика.

— продажи алкоголя в интернете остаются «слабо контролируемым и высокорискованным каналом реализации» и его легализация создает риски для потребителей.

— интернет-продавцы не соблюдают законодательство: низкая цена, в том числе ниже минимально допустимой розничной цены, продажа несовершеннолетним, время и место продажи, отсутствие федеральной специальной марки, отсутствие выбытия алкоголя через кассу, без фиксации в ЕГАИС, отпуск без чека и пр.

Надо полагать, что в Минпромторге письму сильно удивились. Министерство с 2015 года последовательно отстаивает необходимость либерализации Интернет-продаж. Наверняка этот вопрос и с АКОРТ обсуждался, поводов для контактов с регулятором у Ассоциации всегда хватает. Что поменялось?

АКОРТ, фактически, пишет, что всё с он-лайн продажами уже в порядке. Не нужно никакой доставки и оплаты через сайт. Всё работает уже — через самовывоз. Заказ собрал через сайт или приложение, а оплачивать и забирать покупатель приехал в физический магазин пред светлы очи общественности и кассира. Паспорт проверили, ночью магазин не работает, рядом с детским садом его нет. Прекрасно. Зачем ещё кого-то пускать в эту систему?

«Ещё кто-то» — это маркетплейсы. Можно представить, как развернется в этой теме Озон, Сбер, или Яндекс-Маркет и даже Дикие ягоды. Серьезные ресурсы будут брошены на освоение новой ниши. Те же аргументы, которые АКОРТ приводит против интернет-торговли, ведь вполне можно привести и «за». Конкурентов с серого и черного рынка в интернете быстро прикрутили бы. Во всяком случае, в поисковиках. А если не только их…? Пускать такую мощь на алкогольный рынок страшно, покупателей на всех не хватит.

А ведь в классической рознице алкогольная категория сейчас в непростой ситуации, маржинальность падает, конкуренция растет, пошлины подняли, бренды ушли, бюджетов маркетинговых не дают. Ещё не хватало этих интернет-монстров! Последнее поломают. Не для того тысячи магазинов открывали и лицензировали, персонал нанимали и обучали, чтобы бутылки мимо всего этого на дом поехали. Такая примерно может быть логика.

Возможно, маркетплейсы и правда «круто взялись». В обсуждениях «закона Почты России», который всячески предлагалось усилить и улучшить, звучало: «ребята, не дышите вообще на этот «почтовый» закон, давайте хоть что-то запустим. Не надо пока крепкий алкоголь тащить в Интернет, давайте российским вином ограничимся». Как накликали, честное слово.

Как тут не вспомнить вновь выступление Германа Клименко на одном из алкогольных форумов. В бытность интернет-омбудсменом он участвовал в походе интернет-торговли в фарму. Имеет опыт. Там тоже аптечные сети бились в истерике и пророчили нехорошее. «Договоритесь между собой, — сказал Клименко участникам алкогольного рынка. — Без этого ничего не будет».

Пока не договорились. Причем, единства нет и в самом АКОРТ. Там тоже позиции разные: от «вообще за» «Азбуки Вкуса», до «в принципе не против» некоторых крупных универсальных сетей и «вообще против» столь же крупных сетей специализированных.

В пылу баталий как-то забылась одна из целей последнего похода в Интернет — сделать доступней для покупателя вино небольших российских виноделен, которые в большой ритейл всё равно не попадут — объемы не те, логистика не позволяет, цена на полке получается — космос. Пока идет разбор больших интересов, покупатель где-нибудь за Уралом идет в магазин (или на сайт) за бутылкой Италии или Франции, а фермерская винодельня идет на Авито вешать объявление о продаже.

В теме интернет-торговли вином «ещё не вечер» и это очевидно. Поручение Президента ведь никто не отменял. Запасаемся терпением. В эфире новый сезон сериала «продать нельзя доставить».

Источник: https://wineretail.info/vinotorgovlya/wr-rezkij-povorot-v-istorii-s-internet-torgovlej-alkogolem-2023-09-27.html