loader image

Энофилателия: вино на почтовых марках

Известный филателист, создатель Всемирного филателистического элитарного клуба Монте-Карло и ценитель вина князь Монако Ренье III однажды произнес фразу, ставшую крылатой: «Марка – лучший посол страны». Не секрет, что многие страны мира продвигают свою винодельческую индустрию посредством филателии.

От Германии, Португалии до Австралии, Канады и Чили виноградарство на протяжении многих десятков лет было темой более 2 тыс. выпусков памятных марок. В многомиллионном сообществе филателистов есть коллекционеры, которые особо интересуются темой «энофилателии». Их стараниями была создана Международная исследовательская группа «Вино на марках» с девизом «Et vinum laetificet cor hominis» («И вино порадует сердце человека»). Основанная в 1992 году группа исследования вина на марках, представляет собой всемирную организацию, члены которой имеют взаимный интерес к винограду и вину, представленному на почтовых марках и других филателистических материалах. Исследовательский отдел издает ежеквартальный журнал Enophilatelica, в котором публикуются статьи по темам, связанным с вином и виноградом на марках, общим темам вина и виноградарства, а также список новых выпусков марок. Некоторые члены исследовательской группы являются энологами, но большинство — просто энтузиасты, интересующиеся вином и тем, как виноград, вино и связанные с ними атрибуты представлены на почтовых марках мира.

Винные акцизные марки

Предметом коллекционирования энофилателии являются также и винные акцизные марки. Первые федеральные винные марки появились в США в 1914 году в результате принятия Закона о чрезвычайных доходах от 22 октября 1914 года, который увеличил федеральный акциз на вино, взимающийся за счет использования новых доходов. Все марки винных доходов имеют сходный внешний вид. Они были напечатаны на бумаге с водяными знаками, в оттенках зеленого и на большинстве листов имелось разделение в виде рулетки. За время существования этой серии было выпущено только семь основных типов дизайна, но для каждого из них существует несколько номиналов. Марки номиналом в центах выпускались с жевательной резинкой и имели перфорацию. Все марки номиналом 2 доллара были выпущены без жевательной резинки и перфорации.

Марки из пробки

В 2007 г. в Португалии появилась почтовая марка, изготовленная из коры пробкового дерева. Ее автором был гравер Ж. Мачадо. Марка представляет собой лист, толщиной 1/3 миллиметра, с изображением пробкового дуба на холме и имеет номинал 1 евро. Пробковый дуб – символ Португалии. Страна занимает первое место в мире по производству винной пробки, поэтому неудивительно, что именно здесь появился подобный выпуск.

12 ноября в России дан старт энофилатуристическому проекту «Винная почта» с выпуском почтовых марок «Великие русские виноделы. Под призмой филатуризма». Основная идея проекта – продвижение винного туризма. Проект представляет собой историко-культурные почтовые квест-маршруты. Первой персоной серии о виноделах стал князь Лев Сергеевич Голицын.

В данный момент в серии «Под призмой филатуризма» уже существуют подобные квест-маршруты о русских путешественниках, писателях, поэтах, художниках и композиторах. Первая туристско-почтовая экспедиция из Москвы во Владивосток была организована в 2020 году и удостоена высшей международной награды «Географический Оскар» от Русского географического общества. Также итогом масштабной экспедиции стали два документальных фильма из цикла «Невероятные приключения почтмейстера, конверта и марки». Один из них – «Аэростатная почта» – вошёл в шорт-лист и завоевал различные награды в 16 национальных и международных кинофестивалях в разных странах мира.

*По материалам отдела по туризму Абрау-Дюрсо.

Источник: https://rvwa.ru/20231113/982523.html