loader image

Как изменился национальный рынок вина в 2023 году

В уходящем году российское виноделие находилось в фазе стремительного роста: увеличились площади виноградников, объемы выпускаемой продукции, на винной карте страны появились новые винодельческие регионы. Но самое главное — произошли изменения в потребительских предпочтениях: россияне наконец поверили в отечественное вино.

Инвестиции в лозу

Из выступления главы Минсельхоза РФ Дмитрия Патрушева на пленарном заседании Второго Российского винодельческого форума следует, что в последние годы в нашей стране виноградарство и виноделие из нишевой сферы превратилось в одну из наиболее активно развивающихся отраслей сельского хозяйства. С каждым годом увеличиваются площади виноградных насаждений, повышается культура виноделия и качество российских вин.

Большое влияние на рынок оказал вступивший в силу в 2020 году закон «О виноградарстве и виноделии в РФ», а также стартовавший в 2022-м федеральный проект «Стимулирование развития виноградарства и виноделия», направленный на увеличение площади виноградников в плодоносящем возрасте на 35% к 2030 году. К указанному сроку в отрасль планируется вложить из госбюджета более 26 млрд руб.

Дружелюбный инвестиционный климат стимулировал активность частных игроков. Финансовые вложения в лозу потекли широкой рекой. В результате в прошлом году в РФ фермеры собрали рекордный урожай винограда (890 тыс. тонн), а площади виноградников выросли на 40% и впервые в современной истории превысили 100 тыс. га.

В этом году планируется закладка еще более 5 тыс. га новых виноградников, с учетом обновления старых насаждений общая площадь достигнет 103 тыс. га. По прогнозу Министерства сельского хозяйства, в этом году также ожидается хороший урожай винограда — более 760 тыс. тонн.

Увеличиваются и объемы производства. По данным Росалкогольрегулирования, в 2022 году выпуск отечественных тихих вин вырос на 10% год к году (до 32,7 млн декалитров). По оценке аналитиков РСХБ, доля отечественного вина в потребительской корзине превышает долю импорта с 2022 года и продолжит расти.

Истина в господдержке

В уходящем году национальная индустрия получила очередной пакет госпомощи. Так, в мае 2023 года в Госдуму внесен законопроект, разрешающий строить на сельхозугодьях гостиницы и мощности для переработки вина. По мнению члена правления Ассоциации виноградарей и виноделов России Бориса Титова, принятие данного законопроекта способно втрое увеличить турпоток на винодельни.

С 1 августа 2023 года правительство РФ увеличило пошлину на вина из «недружественных» стран с 12,5% до 20% (не менее $1,5 за литр). Заградительная мера, призванная поддержать российское виноделие, действует до конца этого года. Однако уже принято решение о ее продлении на 2024 год. По мнению профильных аналитиков, в результате данной инициативы на полках российских магазинов окончательно исчезнут в первую очередь итальянские и испанские вина дешевле 500 руб. за бутылку.

Большие надежды отечественные производители вина возлагают и на легализацию онлайн-торговли российским вином. Соответствующий эксперимент через «Почту России» планировался с 1 ноября 2023 года в Москве и Московской области. Несмотря на то что депутаты отложили пилот, сама по себе тенденция повышения доступности качественного отечественного вина для широкой аудитории остается в обсуждении.

В текущем году состоялась презентация «Федеральной стратегии развития виноградарства и виноделия», рассчитанной на период до 2050 года. Безусловно, документ увеличит привлекательность отрасли как для инвесторов, так и для высококвалифицированных кадров.

Свежие ветры

После ухода ряда зарубежных брендов из РФ ассортимент продукции на винных полках и покупательские предпочтения изменились. К примеру, многие россияне стали реже употреблять водку и бренди, а спрос сместился в сторону менее крепкого алкоголя, включая тихие вина. Сказался фактор растущей популярности здорового образа жизни. По оценке аналитиков Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), в этом году доля россиян, потребляющих вино не реже одного раза в месяц, составила 38% от всего населения страны, что на 4 п. п. выше результатов прошлого года. При этом базовая ценовая категория винной продукции, которую предпочитает отечественный потребитель, по-прежнему находится в диапазоне от 300 до 700 руб.

Интрига ближайших лет будет находиться в категории более дорогих вин. По итогам текущего года прогнозируют рост продаж российского вина в категории «премиум» более чем на 30% по сравнению с 2022 годом. Если в прошлом году вин в ценовом диапазоне от 800 руб. и выше в розничных магазинах было продано 4,2 млн бутылок, то за десять месяцев 2023 года продажи в этой ценовой нише уже достигли этого показателя, а по итогам года объем продаж выйдет за планку 5,5 млн бутылок.

«Стоит отметить активно растущий ассортимент вин высокого позиционирования и вин малых хозяйств. Если в 2020 году — в год принятия 468-ФЗ — такие вина составляли чуть менее 45% от общего числа единиц винодельческой продукции, выпускаемых в России, сейчас их доля превышает 62%. На сегодняшний день это более 2,3 тыс. наименований премиальных вин, тогда как в 2020 году таких вин было не более 900 наименований. Основной вклад вносит фермерское виноделие, где фиксируется рост числа производителей: с 15 хозяйств в 2020 году до 60 на конец сентября 2022-го. Свой вклад в развитие виноделия высокого позиционирования вносят и крупные хозяйства, выпускающие отдельные серии вин, ориентированные на знатоков, для продажи в винотеках и ресторанах»,— отметил заместитель председателя правления Россельхозбанка Константин Стырин.

Россияне стали лучше разбираться в винах отечественных производителей. Еще десять лет назад россияне только привыкали к гаражному и крафтовому виноделию. Сегодня органика и биодинамика для многих стала нормой. На новую моду оперативно отреагировал не только продовольственный ритейл, но и сектор HoReCa (HOtel, REstaurant, CAfe). Если раньше рестораторы и сомелье зачастую наотрез отказывались вносить продукцию отечественных заводов в карты вин, то сейчас скептиков явно поубавилось. В винных картах заведений обязательно присутствуют федеральные и нередко локальные винные бренды.

Винные каникулы

На волне модности темы виноделия и ориентации на внутренний туризм продолжает расширяться линейка доступных винных туров. На агрегаторе агротуризма «Свое За Городом», запущенном Россельхозбанком, можно найти как минимум 40 туров от 17 виноделен из 4 винодельческих регионов страны. Более 50 туроператоров имеют в продуктовой линейке винные туры. По словам PR-директора «Интуриста» Дарьи Домостроевой, в Крыму большой спрос на культурно-исторические экскурсии с посещением погребов завода «Массандра», на Кубани вне конкуренции бренд «Абрау-Дюрсо»: ежегодно этот старинный завод, расположенный на берегу живописного озера возле Новороссийска, посещают более 500 тыс. экскурсантов.

На юге России свыше 70 виноделен открыли двери для организованных туристов и самостоятельных путешественников. Помимо традиционных экскурсий на предприятия с дегустацией, многие из них имеют собственные рестораны, отели, магазины и другие интересные активности.

Для ценителей «солнца в бокале» и прогулок по виноградникам появились даже специальные винные дороги. Особенно востребованы трехдневный тур по маршруту Геленджик—Новороссийск—Семигорье (с посещением виноделен «Морская регата», «Шато де Талю», «Мысхако», «Абрау-Дюрсо», «Имение «Сикоры»» и др.) и путешествие по окрестностям Анапы (усадьба «Семигорье» и «Шато Гай-Кодзор»). Краснодарский край — национальный лидер в сфере винного туризма. Регион даже разработал концепцию «Винных дорог Кубани», которая призвана увеличить турпоток в течение 15 лет примерно в три раза.

Красное-прекрасное

По мнению экспертов, в текущем году вектор внимания россиян сместился в сторону игристых вин. В тихих винах наметился запрос на более свежие и легкие вкусы. Согласно опросу, проведенному РСХБ и НАФИ, чаще всего россияне покупают красное сухое вино — 80% респондентов покупают его не реже одного раза в месяц, 13% респондентов покупают его один раз в неделю. В то же время игристое, красное полусладкое и красное сухое входят в топ-3 видов вин, которые в целом приобретаются чаще всего.

При выборе конкретного вина потребители почти в равной мере ориентируются на три фактора: вкусовые особенности (56% опрошенных), личный опыт потребления (56%) и цену (55%). Внешний вид упаковки, бутылки (30%) в большей мере актуален для потребителей молодого возраста (от 18 до 24 лет). Факт зарубежного производства чаще важен для россиян в возрасте 35–44 лет (6%). Россияне в возрасте 55+ чаще других ориентируются на вкусовые характеристики вина (65%) и личный опыт потребления (67%). Мужчины охотнее женщин обращают внимание на факт отечественного производства вина (28% против 20% среди женщин). При этом женщины чаще смотрят на скидки и акции (26% против 19% среди мужчин) и вкусовые особенности вина (62% против 45%).

Две трети граждан РФ приобретают вино в ценовом диапазоне от 300 до 700 руб. Категория вин в ценовом коридоре 700–1000 руб. пользуется спросом у 17% потребителей. Около 7% потребителей предпочитают вина стоимостью 1000–1500 руб. И только 6% от всех потребителей готовы раскошелиться на вино дороже 1500 руб. 85% потребителей хотели бы получать больше информации о российских марках вина.

«Подходы к выбору вина остаются неизменными. Ключевое наблюдаемое отличие — рост доверия к российскому вину со стороны потребителей и уверенности в его качестве»,— говорит директор направления стратегических проектов АЦ НАФИ Ирина Гильдебрандт.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/6411372