По данным NielsenIQ, в январе—ноябре 2023 года продажи таких напитков выросли на 16,1% в объеме и на 23,2% в деньгах год к году.
NielsenIQ также отмечает, что по темпам роста натуральных продаж категория уступает лишь джину и вермуту с показателями 25,5% и 24,9% соответственно.
Для сравнения, темпы роста продаж тихих вин сейчас находятся в пределах 6%, игристых — в пределах 11%.
О категории пишет Анатолий Костырев в сегодняшнем Коммерсанте. Повод — новый бренд, который собирается выводить на рынок Campari. Дела у компании на российском рынке идут неплохо.
За 11 месяцев Campari ввезла в Россию 7,01 млн л алкоголя, что сопоставимо с прошлогодним уровнем (7,09 млн л) и больше, чем за аналогичный период 2021 года (6,24 млн л). Компания на втором месте по импорту итальянских игристых вин и вермутов и входит в пятёрку импортёров ликеров со своим основным именным брендом – Campari.
Категорию аперитивов аналитики начали выделять сравнительно недавно. Если не брать всякие маргинальные истории прошлого, основателем категории стал Aperol.
Что такое «аперитив» с точки зрения рыночной ниши? Он занимает некую промежуточную позицию между готовыми слабоалкогольными коктейлями и ликёрами. Крепость – от 11% (Aperol) до 14-15%.
По вкусу что-то среднее между сладкими ликёрами и биттерами – цитрусовая основа, в основном, немного хинной горечи.
Успех Aperol принес коктейль Spritz в сочетании с массированной рекламой и соц сетями, и уже с летних веранд и баров спрос на напиток перекочевал в ритейл.
Ниша сравнительно небольшая. Вермутов, которые играют в той же нише, только импортируется в год больше 13 млн литров, «аперитивов» (даже если туда же посчитать красный цитрусовый Martini Fiero) кратно меньше.
1% роста в вине — это миллионы литров, в аперитивах — десятки тысяч.
Но динамика с низкой базы — это великая вещь, она манит всё новых игроков.
У Ladoga (бренд Ligare) продажи аперитивов в 2023 году выросли на 35% год к году, у Simple (Nonino, Santoni) — более чем на 60%.
За последние пару лет в нише Aperol начали работать сразу несколько компаний. Даже Абрау-Дюрсо выпустило свой Abrau Mix (вопреки тренду на ярко-оранжевый, сделав его электрически-зелёного цвета). Все новинки, как правило, крепче родоначальника категории. Новый напиток Campari – ответ всем конкурентам сразу. 14% алкоголя, да ещё и по цвету ярко-розовый (привет, Барбилэнд). Цитрусовая основа никуда не делась.
В заключении отметим, что аперитивы сейчас играют на поле винного потребления. Активно участвуя в стимулировании спроса на недорогое игристое через коктейли. Но могут (более крепкие версии) становится и заменой вину, когда в ход идёт не только игристое, а содовая или тоник. По стоимости получится вполне привлекательно. Недаром, Spritz с аперитивом, содовой и игристым вином в некоторых барах уже стоит дешевле, чем просто бокал игристого вина.
Источник: https://wineretail.info/vinotorgovlya/wr-aperitivnaya-reakcziya-2024-01-11.html