loader image

Вино и цены

Сегодня коллеги из СМИ много и с удовольствием пишут про цены на вино. Тема эта, как давно известно, одна из самых благодатных и читаемых. Напишешь «вино подорожает» или «нас ждёт дефицит» — и дело в шляпе. Поделимся некоторыми наблюдениями о том, что происходит на самом деле.

В прошлые кризисы на любые колебания себестоимости вина (например, на импорт из-за повышения курса валюты) рынок реагировал прямолинейно.

В 2008 году курс вырос примерно на 50%, импорт вина в 2009-м снизился на четверть. Розничные цены поднялись, продажи упали.

В 2014-2015 было примерно то же самое. Курс +70%, импорт в следующем году -30%. Цены вверх, продажи вниз. К 2017-му курс и потребительский рынок в целом стабилизировался, винный рынок дальше поехал. Чинно, благородно, предсказуемо.

 В этот раз любые модели работают с ограничениями. За полтора года рынок несколько раз прошёл такие «качели», которые не снились предыдущим кризисам и на более длинных периодах. Кто мог предсказать доллар по 60 летом 2022 года или бум импорта там, где всегда было падение? Сейчас, заметьте, про курс все забыли. На повестке дня новые фискальные меры государства, которых в прошлые кризисы вообще не было.

 С ценами всё то же самое. Прецедентов того, что сейчас происходит на полках, нет. Себестоимость неумолима и считаема. Чётко понятно, во что обходится импортёру привоз бутылки «бюджетного вина из Италии, Франции или Португалии» к зиме 2024 года и чем эта себестоимость отличается от лета 2023-го. Там, где раньше было 400 по всем моделям должно уже быть 600, но не обязательно. Так напрямую рынок теперь не работает. Это показывают и наблюдения за полкой, и общение с участниками рынка.

 Если раньше весь импорт сидел в одной лодке и повышение в ней «уровня воды» (цен) происходило практически синхронно, сейчас плавучесть совершенно другого порядка.

Рынок как бы разделён «переборками» — ресурсами и целями конкретных игроков. Одному нужно рост себестоимости на полку транслировать, нет сил и времени ждать, а у другого товарный запас зашкаливает, складские расходы и кредитная нагрузка превышают возможные потери от продажи со скидкой.

 В результате, на всех ценниках страны того же Vinho Verde должно быть 600, а мы наблюдаем и 400, и даже 299. Покупателю, ищущему «бюджетное вино» достаточно посетить не один магазин, а 3-4 и нужная цена найдётся.

Это, правда, доступно в милионниках, где высока конкуренция сетей разного формата, но и в небольших городах такие распродажи до сих случаются, что столицы обзавидуются.

 Импорт тихого вина (игристое всегда стоит рассматривать отдельно), по итогам 2023 года вряд ли сильно уступит 2022-му. Возможно, будет выше.

Министр экономического развития Максим Решетников уже сообщил, что денег от повышения пошлин на вино из недружественных стран «получили существенно больше, чем планировали». Сюрприз для бюджета приятный, но на это ли рассчитывали?

Товарный запас российского виноделия сейчас тоже немал, несмотря на более скромный урожай 2023 года (он всё равно выше всех предыдущих, кроме рекордного 2022-го).

 Поверьте, не будет никакого «дефицита вина». Его у рынка на многие месяцы вперед запасено (и запасаться будут ещё месяца 4). Цены на вино постепенно растут, но далеко не такими темпами, как на некоторые другие менее хайповые категории товаров (не считая яиц, конечно). Запасы нужно продавать, а это возможно только при наличии крепких нервов.

 Главное, что определит ценообразование – это настрой участников рынка. Кто первый цену поднял, тот потерял в продажах, а смириться с тем, что на винном рынке можно падать, готовы пока немногие.

Источник: https://wineretail.info/vinotorgovlya/wr-vino-i-czenyi-2024-01-19.html