Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ, в нее входят крупнейшие торговые сети, в том числе X5 Group, «Магнит», «Лента», «Ашан», «О’кей», Metro, «Азбука вкуса» и др.) Игорь Караваев в интервью «Российской газете» рассказал, почему организация выступает против онлайн-торговли алкоголем.
«Мы не видим сейчас ни целесообразности, ни рациональных причин для таких фундаментальных изменений. В том числе достаточных обоснований возможного обеления рынка и получения существенных доходов для государства. А в таком чувствительном вопросе они должны быть железобетонными.
Что еще важнее — есть очень большое количество неурегулированных вопросов, касающихся процессов заказа и покупки, взаимодействия с покупателем и доставки продукции. По сути, мы говорим о базовых сферах, связанных с лицензионным регулированием и контролем. В отличие от традиционной офлайн-розницы, в интернет-среде пока по всем этим направлениям нет практических, безрисковых решений.
К сожалению, сохраняются основные преимущества для недобросовестных участников рынка, а ЕГАИС и прочие системы контроля не гарантируют, что алкоголь, например, не будет приобретен несовершеннолетними».
Ранее законопроект, посвященный эксперименту по онлайн-торговле российским вином с помощью «Почты России», подразумевал его запуск в Москве и Московской области с 1 ноября 2023 года, но был снят с планируемого в июне рассмотрения Госдумы и перенесен на неопределенный срок.
В прошлом году Минфин РФ вел дискуссию с Минздравом по вопросу о легализации онлайн-продаж алкоголя. Финансовое ведомство хочет таким образом обелить рынок, поскольку видит в сети значительные объемы нелегальной торговли этой продукцией. Но Минздрав опасается, что это повысит доступность спиртного, в том числе для несовершеннолетних. Минфин же пояснял, что предлагает регулировать продажу алкоголя онлайн по аналогии с продажей в офлайн-магазинах, например сделать обязательным предъявление покупателем паспорта курьеру, который доставляет заказ.
В свою очередь статс-секретарь – замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов в интервью РИА Новости говорил о том, что вопрос онлайн-торговли алкоголем сейчас не слишком актуален для России, но если этот механизм заработает, Минпромторг считает правильным участие в нем только российского вина и ограниченного числа продавцов.
Комментарий WR:
Крупной офлайн-рознице не нужны сейчас такие риски потери «последнего источника живых ног» — покупателей приходящих в физический магазин. Рынок балансирует на грани, а трафик — один из ключевых его показателей.
Всё остальное — пространные рассуждения о проблемах, большая часть которых решаема. Была бы цель.
Второе соображение в том, что крупный ритейл может и согласился бы на «урезанную» доставку — только российского вина (об этом говорит и Минпромторг). Но доставка только вина не выгодна маркетплейсам — другому полюсу борьбы за алкоголь в онлайн. Нерентабельно это без всего остального алкоголя — выстраивать алкогольную логистику по всей стране. Не будет никто возиться с такой незначительной (на фоне крепкого алкоголя и пива) частью рынка. Затраты будут больше выручки.
Почта России, как госкомпания с госзаданием, при всем юмористическом тоне обсуждения рынком её участия в доставке вина, была вполне реальным шансом создать прецедент доставки от винодела А покупателю Б. Не сбылось. Нет, как говорят теперь, рациональных причин для фундаментальных изменений без железобетонной уверенности в чувствительном вопросе.
По всем признакам, открытие третьего канала продаж вина откладывается. Разве что, будет какое-то волевое решение уровнем выше.