В начале года продолжается период переговорных кампаний поставщиков и ритейлеров. Процесс это непростой, он обычно сопровождается серьезной аналитической работой обеих сторон (во всяком случае, в самых крупных и продвинутых структурах). Какая динамика спроса? Каков был прошлый урожай? Как на рынок влияет политика государства? Чей рынок: покупателя или продавца? Ответы на все эти вопросы (в идеале) становятся аргументами в переговорах.
То, что сегодня опять пишут про «повышение цен с 1 февраля на 10-20% из-за роста акцизов и логистики, о котором поставщики уведомили ритейлеров» — полная ерунда. Не делается это в ритейле в уведомительном порядке с ближайшего 1 числа, даже в категориях, где альтернатив меньше, чем в вине. Нужно обсуждать картину в комплексе.
Что мы видим сейчас на рынке?
Как минимум, три крупные российские винодельческие компании объявили об увеличении объёмов производства (все цитаты по РБК-Кубань)
— Винодельческий завод Olymp Winery (партнер Luding Group), расположенный в Крымском районе Кубани, планирует увеличить производство винодельческой продукции на 20% в 2024 году, до 18 млн бутылок.
— Винодельческое предприятие «Мысхако», расположенное в Новороссийске, в 2024 году планирует выпустить около 6,5 млн бутылок (490 тыс. декалитров) винодельческой продукции, что на 32,6% больше, чем произвела компания в 2023 году (4,8 млн бутылок или 360 тыс. декалитров).
— Дербентская винодельческая компания планирует на 60% увеличить выпуск вина в 2024 году, до 9 млн бутылок. За 2023 год компания выпустила 5,6 млн бутылок, это больше показателя 2022 года на 600 тыс. бутылок. По словам представителей «Дербент Вино», рост сбора урожая относительно предыдущего года составил 50%.
Надо отметить, что все три компании обладают серьёзными рыночными преимуществами. «Олимп» работает в базовой ценовой нише до 300-400 рублей, в которой вино точно потребуется. У «Мысхако» есть репутация винодельни с чётко понятным, востребованным покупателем стилем и таким же ценообразованием. «Дербент – Вино» принципиально поменяло представление о том, что такое «вино из Дагестана», в первую очередь – игристое.
В этой картине не хватает планов, как минимум четырёх значимых дли ритейла крупнейших игроков – «Кубань-Вино», «Абрау-Дюрсо», Холдинга «Моё вино» (в том числе, Инкерман и Массандра) и «Фанагории», но они пока о планах помалкивают. Не видно прогнозов и от «Цимлянских вин», «Солнечной Долины», «Золотой Балки», ряда других интересных розничной торговле компаний.
Увеличение объёмов производства вина хорошего качества – это очень правильно. По большому счёту, не увеличивать этот объём нельзя, потому что виноградники, заложенные с использованием субсидий подросли, урожай переработан и надо его продавать.
С другой стороны, есть основания полагать, что импорт вина по итогам 2023 года всё-таки немного вырос за счёт Грузии и стран Нового Света, а грядущее повышение акцизов несколько притупит эффект от ранее введённой пошлины и до 1 мая ввоз существенно снижаться не будет, на фоне стресса участников рынка от грядущих событий.
Хочется пожелать, чтобы в 2024 году реализовались все планы. За счёт бурного роста винного спроса, например.
Источник: https://wineretail.info/vinotorgovlya/wr-ves-etot-realizm-2024-01-26.html