loader image

Пиво меняет формат

Продажи напитка в пластиковой таре снижаются

Основной по объему продаж формат упаковки на пивном рынке — пластиковые бутылки — теряет позиции. В 2023 году продажи пива в ПЭТ-таре снизились почти на 5% в натуральном выражении, доля стеклянных бутылок и алюминиевых банок выросла. Участники рынка объясняют тренд переключением потребителей недорогого пива в пластиковых бутылках на другой алкоголь и ростом спроса на премиальные бренды.

Продажи в России пива в пластиковых бутылках в 2023 году снизились на 4,8% в натуральном выражении и на 1% в деньгах, в то время как годом ранее, напротив, наблюдался рост, следует из ритейл-аудита NielsenIQ. Так, в 2022 году они выросли на 2,5% и 18,3% соответственно.

В то же время продажи пива в стеклянных бутылках за 2023 год выросли на 7,2% в объеме и на 12,1% в деньгах, в алюминиевых банках — на 4,3% и 8,2% соответственно. В результате доля натуральных продаж пива в ПЭТ-таре на рынке в 2023 году снизилась до 35,4% против 37,7% годом ранее. Доля алюминиевых банок выросла с 30,4% до 31,4%, а стеклянных бутылок — с 23,9% до 25,3% год к году, подсчитали в NielsenIQ.

Совладелец дистрибутора SWAM Group и пивоварни Gletcher Игорь Хавский поясняет, что линии разлива пива в ПЭТ-бутылки первыми появились на заводах, но пиво в такой упаковке отличается меньшим сроком хранения, и это, как правило, бренды экономсегмента. Основатель сети пивных магазинов «Беру выходной» Николай Желагин отмечает, что пиво в ПЭТ-бутылках покупают в основном нетребовательные к вкусу напитка потребители, которые могли переключиться на другой алкоголь.

По его словам, разлив в ПЭТ-тару прежде всего позволяет пивоварам наращивать объемы производства и снижать себестоимость.

В Metro пояснили, что восстановление логистики привело к росту импорта пива в Россию, а такие позиции редко разливают в ПЭТ-бутылки. В сети также отмечают рост спроса на крафтовое пиво, которое обычно выпускается в алюминиевых банках и стеклянной таре. Кроме того, уточнили в Metro, в 2022 году были проблемы с доступностью алюминиевой банки, которые на сегодня частично разрешились. В «Ленте» отметили незначительное снижение спроса на пиво в ПЭТ-бутылках в гипермаркетах, но видят рост продаж в своих супермаркетах. В X5 Group («Пятерочка», «Перекресток»), «Магните», сети «Красное & белое» “Ъ” не ответили.

Президент AB InBev Efes (Velkopopovicky Kozel, «Белый медведь») Ораз Дурдыев объясняет снижение продаж пива в ПЭТ-таре ростом спроса на пиво более высокого ценового сегмента. «В условиях ограниченных возможностей к путешествиям и большим тратам потребители хотят себя побаловать доступным способом»,— отмечает он.

В холдинге «Объединенные пивоварни» («Охота», «Бочкарев») также связывают тренд с возвратом потребителей к премиальным пивным брендам, ожидая в 2024 году дальнейшее развитие таких сортов и форматов упаковки.

Гендиректор МПБК «Очаково» (марки «Халзан», «Ячменный колос») Юрий Антонов прогнозирует продолжение тренда на снижение доли потребления пива в ПЭТ-бутылках.

По его словам, рентабельность пивоваренных компаний не особо зависит от типа упаковки, но в алюминиевых банках и стеклянных бутылках доходность немного выше.

В «Балтике» («Арсенальное», Zatecky Gus) говорят, что объемная доля ПЭТ-бутылки в продажах компании в 2023 году выросла на 0,3% год к году, а динамика в целом по рынку может быть связана с «турбулентными колебаниями». Производители ПЭТ-бутылок «Европласт» и «Унипластрус» “Ъ” не ответили.

В безалкогольных газированных напитках доля продаж в алюминиевой банке также растет, говорит президент «Союзнапитков» Максим Новиков. Однако, уточняет он, тренд сдерживается высокой стоимостью линий разлива, ограниченными мощностями производства упаковки и конкуренцией за банки с пивоварами и виноделами.

По данным Алюминиевой ассоциации, в 2023 году в ЕАЭС было выпущено 10,4 млрд алюминиевых банок, из которых две трети приобрели пивоваренные компании. В 2024 году мощности в ЕАЭС, считают в ассоциации, должны вырасти на 2,6 млрд банок в год.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/6507851