Первая волна вложений в российское виноградарство пост-советского периода скоро отметит четверть века с момента старта.
В 1985 году советская власть от виноградарства отказалась. Как от некогда любимой, а потом надоевшей игрушки. Вложения в отрасль прекратились.
После распада СССР падение продолжилось. Многие виноградники совхозов были распаёваны и частями заброшены. Винзаводы, построенные в 1960-70-е обветшали. Объем потребления вина упал в 4 раза.
После дефолта 1998 пищевка была на подъеме, возникли вопросы источников сырья. В первой половине нулевых ежегодные закладки виноградников приближались к 5 тыс га в год. Еще не было субсидий и гос поддержки, а площади, сопоставимые с нынешними, уже были. Свидетелями этих процессов мы были 20 лет назад. Можем вполне ответственно судить об их ходе.
Первые проекты реконструкции советских виноделен — 1999-2000 годы состоялись на Кубани. Список непрофильных инвесторов того периода впечатляет: Русский уголь, Стройтрансгаз, ЧЭМЗ, нефтехимический холдинг SVL, Банк Москвы, Банк Росич, пивоваренный холдинг Очаково. Вкладывались и винные проекты, работавшие с вином наливом — Детчинский винзавод “Геррус” и др.
Кризис 2008-2009 года уронил импорт вина, но продажи тогда не переключились на отечественный продукт из винограда, а упали вместе с импортом.
Позиции лидеров отрасли заняли райпищекомбинаты, лившие миллионы литров в пакеты и ни в какие виноградники не инвестировавшие.
К 2010-2011 годам стало понятно: виноградники дело хлопотное, не очень денежное и требующее глубокой вовлеченности владельца в операционку.
Виноградарские хозяйства сырьевых компаний и банков прошли через банкротства, суды и корпоративные войны. Многие были заброшены тысячами гектаров, некоторые из этих гектаров так и не восстановлены до сих пор. Из инвестпроектов того времени до наших дней дошли единицы.
Потом были другие волны инвестиций, новые имена. И другие банкротства с заброшенными виноградниками, которые пришли возрождать другие инвесторы, поверившие в виноделие, как в отрасль.
Со временем, виноградарство и виноделие стали единым общим понятием. Появились новые ресурсы и новые винодельческие регионы страны, небывалая гос поддержка. Престижные рейтинги, тяжелые бутылки, внимание СМИ стали атрибутами российских вин.
Но началось всё с инвестиций в создание продукта, который сейчас иногда называют «социальным» вином. Термин этот вредный. «Осетриной второй свежести» пахнет и МРЦ на водку.
Нет никакого «вина для бедных». Есть похожие на вино напитки в похожих на винные бутылках. И есть вино из винограда, как продукт сельского хозяйства, небольшая часть которого по цене и стилю потребления ближе к предметам роскоши.
Существование говядины вагю не делает обычную сельскую корову «социальным животным». И цена на обычную говядину не делает сою «социальным мясом».
Время показало (еще раз), что для производства вина в России в количествах, сопоставимых с населением страны, требуется высокая урожайность, механизация на винограднике и контроль процессов по всей цепочке производства и продаж. Деньги требуются, по умолчанию, но без четкого управления ими, виноградник всегда придет к естественному состоянию — заброшенной пустоши.
Чем больше виноградник, тем дешевле может быть вино, и тем сложнее выстроить эффективное управление. В девелопменте, например, куда проще (по мнению одного из крупных винных управленцев)
Винные инвесторы в России совершенствуются. Не одно уже поколение сменилось.
Результат можно увидеть, проезжая по дорогам между курортами Краснодарского края, Крымского полуострова или солнечного Дагестана. Или же из окна поезда по пути к Крымскому мосту через Тамань.
Источник: https://wineretail.info/vinotorgovlya/wr-pro-investiczii-i-vinogradniki-2024-03-29.html