В последнее время нас часто спрашивают: что вы думаете про сидр? Может ли эта категория стать “новым вином”
Несколько наблюдений кратко:
Категория быстро растет в объеме. В первом квартале 2024 года, по данным Nielsen, розничные продажи сидра выросли на 60% год к году в литрах и на 65,5% в деньгах. Пока все это рост с низкой базы — объем продаж вина кратно выше.
По мере подорожания вина, его потребители будут искать альтернативу и сидр — одна из вероятных. Не так разнообразно по ассортименту, но по духу похоже: сельхоз. продукт, разные технологии, местное производство (ареал произрастания у яблони куда шире в России, чем у винограда)
В импорте вино по ценообразованию и маржинальности выглядело куда привлекательней сидра. Это был перспективный, но в общем, нишевый продукт. Интересные игристые образцы сидра стоили вдвое-втрое дороже Prosecco среднего уровня. Под влиянием индексации ставок пошлин и акцизов, ситуация будет меняться уже в 2025 году.
Двигателем тренда на массовый сидр в ритейле уже сейчас являются крупные пивоваренные компании (достаточно внимательно посмотреть на полку)
Уже видна работа по структурированию и расширению категории. В качестве примера можно привести выкладку в МЕТРО. Структура категории самая простая (на самом деле, и у вина «дерево принятия решений» покупателя похоже): «по сахару».
Дополняют эту — пока небольшую — категорию фруктовые сидры и пуаре (аналог сидра на основе груш), медовухи и «вкусовое пиво»
Дополнительную фору сидр имеет перед вином, благодаря более простым требованиям к лицензированию розничных продаж. Хороший пример — сеть ВкусВилл, в которой на 4 тыс объектов 25 магазинов с вином и несколько тысяч точек, где продается сидр.
При анализе потребительского спроса на сидр, пуаре и медовухи правильней ориентироваться на более детальную оценку, чем показатели производства в литрах. В этом направлении «помехи» для исследователей будут создавать продукты, имитирующие импортное вино по внешнему оформлению, наименованиям и тд. Их вряд ли можно считать проявлением потребительского тренда «сидры — новое вино»
В итоге: мы имеем категорияю, которая может стать «новым вином» по особенностям потребительского восприятия и «старым пивом» по механизмам категорийного менеджмента в ритейле. Сочетание достаточно мощное.
Глобальную конкуренцию на российском рынке сидр вину вряд ли составит, но часть потребительской аудитории вполне может перехватить. Механизмы развития спроса похожи: выбор сидров базового сегмента, как алкоголя и более высокого позиционирования, как «истории» (скоро будем сорта яблок и нюансы жизни сидроделов замечать в блогах)
Источник: https://wineretail.info/vinotorgovlya/wr-sidr-ili-vino-2024-05-10.html