loader image

Аналитики оценили активность винодельческого бизнеса в России

С 2019 года активность винодельческого бизнеса на юге России увеличивается новые компании в этой сфере открываются чаще, чем закрываются. В большинстве случаев регистрируют винодельческий бизнес известные российские холдинги. О том, как развивается виноделие в России — в материале «РБК Вино»

В российских винодельческих регионах Крыму, Краснодарском крае, Ростовской области, Ставрополье и Дагестане в период с 2019 года по апрель 2024 года было зарегистрировано 773 юридических лица и индивидуальных предпринимателей (ИП), занятых в сфере виноградарства и виноделия. Закрылись за те же пять лет 570 компаний и ИП, то есть примерно на четверть меньше, чем было зарегистрировано. Такие данные «РБК Вино» предоставили аналитики сервиса «Контур.Фокус».

Эксперт «Контур.Фокуса» по экономической безопасности бизнеса Антон Яковлев считает, что соотношение числа регистраций и ликвидаций компаний говорит о состоянии рынка. «Если динамика примерно одинаковая — это показатель насыщения рынка то есть конкретная отрасль в отдельно взятом регионе близка к потолку своего развития. Если динамика регистраций превышает число ликвидаций — это показатель активности бизнеса, то есть отрасль активно растет», — комментирует Антон Яковлев.

К регионам, где число регистраций преобладает над ликвидациями, по данным «Контур.Фокуса», относятся Крым, Краснодарский край, Ставрополье и Ростовская область. В тоже время в Дагестане больше ликвидаций, что говорит о замедленной активности бизнеса, считают аналитики.

«Ранее рынок Дагестана переживал упадок — ликвидировали больше организаций, чем регистрировали новых. Однако последние два года ситуация постепенно меняется, число ликвидаций незначительно ниже числа регистраций. В Ставрополье отрасль также переживала упадок на протяжении нескольких лет, винодельни стабильно закрывались. В прошлом году регион показал положительную динамику регистраций, однако пока она не компенсирует отрицательные итоги прошлых лет. В Ростове наблюдается рост числа организаций, хоть и незначительный. Рынок развивается, но медленными темпами», — комментирует эксперт «Контур.Фокуса».

«СКБ Контур» — группа компаний, которые развивают экосистему для бизнеса «Контур». Группе компаний принадлежит бренд «Контур».

«Контур.Фокус» — это сервис проверки компаний, физлиц и ИП. Содержит информацию о более 15 млн российских и зарубежных организаций. Аналитики «Контур.Фокус» определили число организаций в области виноградарства и виноделия в период с 2019 по апрель 2024 года. Число организаций определялось на первое число месяца. Род деятельности организаций определялся по основному ОКВЭД.

Самые молодеющие

Число молодых компаний в исследуемых регионах в целом за 5 лет увеличилось на 12,5%. Лидером по числу стартапов является Краснодарский край — по данным на 1 апреля 2024 года здесь зарегистрировано 240 компаний, тогда пятью годами ранее — 158 компаний (прирост составил 51,9%). На втором месте — Республика Крым, здесь по данным на 2024 год действуют 197 молодых компаний, что на 42,8% больше, чем было в 2019 году. На третьем месте — Ростовская область (+9,1%).

Летом 2020 года в России вступил в силу закон «О виноградарстве и виноделии». Согласно нему, российским вином может называться только то вино, которое произведено из винограда, выращенного в России. Закрепил новый закон и особую классификацию российского вина, которые уточняют два важных статуса ЗГУ (Защищенное географическое указание) и ЗНМП (Защищенное наименование места происхождения) по принципу европейских апелласьонов.

В России 15 ЗГУ, совпадающих с границами административных образований, и 23 ЗНМП — отдельных виноградников или малых зон производства. Почти все ЗНМП находятся на юге России («Крым», «Кубань», «Долина Дона», «Дагестан»).

Под стартапом в исследовании «Контур. Фокус» понимается бизнес возраста 1-5 лет. В выборку попали организации, занимающиеся выращиванием винограда и производством вина из винограда.

Такая динамика говорит о том, что отрасль виноградарства и виноделия в трех указанных регионах молодеет, чего не скажешь о Дагестане и Ставропольском крае, считает Антон Яковлев. В последних двух регионах число стартапов сократилось за 5 лет на 30,9% и 8,3% соответственно. По мнению эксперта «Контур.Фокус», сокращение молодых компаний может происходить как по причине их слабой выживаемости, так и обычного «взросления».

Однако эксперты отмечают, что крупнейшие по размеру уставного капитала молодые компании либо были созданы в процессе реорганизации, либо являются дочерними предприятиями крупных холдингов. Среди них АО ПАО «Массандра» (уставной капитал 3,5 млрд руб., принадлежит холдингу «Мое Вино»), ООО «Агрофирма «Южная» (1,8 млрд руб., с 11 апреля принадлежит Росимуществу, до этого — ООО «ГК Ариант»), ООО «Ордо» (300 млн руб. принадлежит семье сенатора Валерия Пономарева, также владеющей рыбопромышленным холдингом «Океанрыбфлот»), ООО «Усадьба Белая Дача» (1 млрд руб. принадлежит одноименному холдингу), ООО «Агрофирма «Ахтанизовская» (872 млн руб., принадлежит ПАО «Абрау-Дюрсо»).

«Если изучить топ компаний по размеру уставного капитала, то эти организации сложно назвать стартапами. Так, АО «Крым-Вино» было создано путем преобразования из ГУП РК «Крым-Вино» — одного из крупнейших производителей вин на полуострове. ООО «Лендлорд» — дочерняя компания известного винодела Михаила Николаева. ООО «Маджалисское» открывалось на средства администрации Кайтагского района Дагестана и несколько лет находится на стадии банкротства. ООО «Усадьба Белая Дача» тоже сложно называть стартапом — это дочернее предприятие крупного агрохолдинга. ООО «ККЗ-АГРО» также дочернее предприятие Кизлярского коньячного завода», — пояснил Антон Яковлев.

При этом он отметил, что ООО «Винодельня Шато Пино» и ООО «Шато Шуго», ООО «Азовские Игристые» и ООО «Инвест Агро», возможно, являются одними из немногих частных винодельческих и виноградарских компаний, показывающих хороший результат именно как стартап.

Место в структуре и эмоциональный бизнес

Чаще всего инвестор в виноградарство и виноделие сегодня — это предприниматель небольшого масштаба или бизнесмены из самых разных отраслей, которые видят свое винодельческое хозяйство в структуре других бизнесов.

«У кого-то есть агробизнес и он просто добавляет себе еще одну строку среди других культур. У кого-то есть ресторан или даже ресторанная группа, что означает, что инвестор планирует обеспечивать себя эксклюзивным вином. В виноделии стало меньше романтиков и сорвиголов. Представления об экономике винного бизнеса сейчас стали более реалистичными. Конечно, по-прежнему, еще многие инвесторы страдают некоторым головокружением от самой идеи виноделие, как и вино, — это эмоциональная сфера. Там не всегда есть четкое представление инвестора о том, какая длина дыхания нужна для того, чтобы пробежать дистанцию», — рассказал Ставцев.

Несмотря на то, что инвестиции в виноделие — это очень длинные вложения, интерес к виноградникам у инвесторов есть, говорит Александр Ставцев.

 «Как нарастает интерес инвесторов мы видим ежегодно, объезжая хозяйства. Мотивации разные. Это инвестиции, например, в землю, потому что она растет в стоимости. Сегодня некоторые проекты, собственники которых приобрели землю под нее раньше, выходят в кэш, сейчас они продают их более мелкими виноделам. На эти проекты заходят уже новые инвесторы с другими мотивациями. В основном новые — это проекты на площади от 30 га до 300 га. Кто-то сажает, кто-то уже посадил, кто-то уже имеет даже винодельню, кто — то приостановил запуск, потому что есть какие-то обстоятельства. Есть новые проекты, которые реализуют уже существующие винодельни», — говорит Александр Ставцев.

При этом, отмечает эксперт, темпы прироста виноградников в России пока не самые динамичные, а вложений требуют больше, чем 5 лет назад, как минимум, в 1,5 раза.

«Если говорить о темпах чистого прироста виноградников в стране, то мы сажаем примерно 5-6 тыс. га. в год. За 7 лет мы посадили 35 тыс. га виноградников. В 2017 году у нас было 85 тыс. га., сейчас 105 тыс. га. Около 15 тыс. га пошли, условно, на перезакладку или попросту не получились. Стоимость закладки одного гектара виноградника сегодня составляет порядка 20-30 млн руб. без учета стоимости земли», — поясняет Ставцев.

По данным ООО «Национальные Кредитные Рейтинги» (НКР), в период с 2018 по 2022 годы показатели эффективности россиийских виноделов постепенно росли. Медианная операционная рентабельность по отрасли в России увеличилась на 6 процентных пунктов, до 15%, инвестиции выросли в 3 раза, при этом предприятия нарастили заимствования на 80%. То есть запас ресурсов, которые позволят закладывать новые виноградники, финансировать расширение и модернизацию бизнеса, формируется и в рамках операционной деятельности, и из внешних источников.

Перспективы и новые инвестиции

В 2024 году в ходе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) были заключены новые соглашения в отрасли виноградарства и виноделия на сумму 5,1 млрд руб. Одним из масштабных инвестпроектов стала шампанерия от «Агрохолдинга Белая Дача». Согласно подписанному соглашению, инвестор осуществит закладку 165 га виноградников в Новороссийском районе. Вложения в проект составляют около 3 млрд руб. Первый розлив намечен на 2028 год.

Также в ходе ПМЭФ-2024 подписали соглашения по строительству двух виноделен в Анапском районе.

Один из проектов «Шато Алеан» запустит группа «Алеан», в которую входит одноименный туроператор и сеть отелей, работающих под брендом Alean Collection. Инвестиции в проект составят 300 млн руб. Проект будет реализован до 2028 года. Второй проект, согласно заключенному соглашению, реализует компания «Терруар инвест», которая вложит в создание проекта «Винодельческий комплекс Семигорье» 1,8 млрд рублей. Срок его реализации — 2030 год.

Несмотря на появление новых проектов винодельческий бизнес отличается сегодня неровностью ритма, считает Александр Ставцев, а долгосрочные перспективы очень условны на фоне пока еще неоформленного потребительского спроса.

«Мы находимся в принципе в уникальной ситуации. Отрасль рождается, фактически, с нуля, как когда-то в странах Нового Света. Но виноделие Нового Света формировалось в условиях, когда был очень быстро растущий экспорт переселенцев. Когда они приезжали, уже с сформированными представлениями о том, какие вино пьют. Под их вкусы они сами привозили себе сорта винограда. Они пытались сделать то, что они знали и любили. В любом случае, это был какой-то спрос. У нас никто вообще не задумывается о том, какой у нас спрос сейчас и тем более, каким он будет через 50 лет», — заключает эксперт.

Как сообщал РБК, в апреле о новых инвестициях в виноделие также заявил основатель винодельни «Ведерниковъ» Валерий Тройчук. Новый проект «Виноградники Варваровки» в Анапском районе Краснодарского края оценивался в 1,2 млрд руб. инвестиций. По словам Тройчука, на новой винодельне планируется выпускать около полумиллиона бутылок вина в год в среднем (600–700 руб.) и премиальном (до 2,5 тыс. руб.) ценовых сегментах.

Источник: https://www.rbc.ru/wine/news/6630d0a59a79472d485801cb?from=from_main_12