loader image

Как вырасти на ярмарках: виноделы Юга оценили эффективность мероприятий

Продажи виноделов Кубани на винных ярмарках достигают 20%

Винные ярмарки стали важным инструментом продвижения российского вина в условиях ограничения рекламы. Эффективность таких мероприятий повысит развитие маркетинга и культурной составляющей, считают виноделы Дона и Кубани

Законопроект о специализированных винодельческих ярмарках был принят два с половиной года назад. За время его действия в России начали проводить целый ряд мероприятий как на федеральном, так и на региональном уровнях. Одной из крупнейших в России сегодня стала ярмарка «Виноград».

Ярмарки проводят и федеральные ведомства, например Минпромторг России. Не отстают и регионы — в Ростовской области ярмарку винодельческой продукции «Долина Дона» организует донской минсельхозпрод.

Опрошенные РБК Краснодар виноделы подчеркивают, что ярмарки действительно стали не только хорошим каналом продаж для мелких хозяйств, но и незаменимым инструментом продвижения в условиях ограничения рекламы алкоголя. По мнению виноделов, такие активности были бы более эффективными при совмещении с городскими праздничными мероприятиями. Также эногастрофестивалям нужна большая огласка и реклама, убеждены виноделы.

Соблюсти баланс культуры и вина

По словам руководителя информационного центра WineRetail Александра Ставцева, закон о винных ярмарках был инициирован Минпромторгом как пакет поправок, которые должны были упростить продажу вина в нестанционарных объектах в период проведения таких мероприятий. Помимо самих поправок, ведомство при участии экспертного сообщества подготовило методические рекомендации. Согласно этому документу, ярмарки, в первую очередь, направлены на повышение узнаваемости отечественной продукции.

«Ярмарки доказали свою эффективность с точки зрения популяризации других видов товаров, но у вина есть своя специфика, в том числе необходимость дегустации продукции. Это вызывало определенные опасения, что на мероприятиях могут происходить какие-то эксцессы. Поэтому работа, которую провел Минпромторг, достаточно важна и сложна», — пояснил Александр Ставцев.

По словам автора проекта «МинВин» («Министерство вина») Юлии Макаровой, аналогичные мероприятия проводятся практически во всех винодельческих странах, но в России закон строг, и действуют запреты на рекламу алкоголя. Поэтому винные ярмарки являются эффективным способом продвижения продукции, особенно для малых предприятий. Спрос на ярмарки подтверждается их количеством.

«Мы видим, как быстро появились винные ярмарки по всей стране, это ли не показатель того, что их нам не хватало? Я была на нескольких подобных мероприятиях, которые проводили разные организаторы, и точно могу сказать: людям нравится, они идут даже в дождь туда! Для них это праздник, ну и конечно возможность расширить свой гастрономический опыт», — пояснила Юлия Макарова.

Виноделы Юга также отмечают пользу ярмарок. По оценкам владельца «Семейной винодельни Литавщука» Дмитрия Литавщука, на винных ярмарках хозяйства могут продать до 1 тыс. бутылок.

«Виноград» расширяет границы

Национальное агентство маркетинга российского вина («НАМ российского вина!») стало одной из первых организаций, которые включились в работу по проведению винных ярмарок. В мае 2022 года в Анапе агентство провело первую ярмарку «Виноград», затем расширило масштаб мероприятий и на другие города, в первую очередь, Псков.

Глава НАМ Павел Майоров рассказал, что «Виноград» направлен на популяризацию в России винной культуры, отечественного продукта, осознанного потребления. Мероприятия проводятся при поддержке НИЦ «Курчатовский институт».

«Во время проведения «Винограда» наши производители продают от 10 тыс. до 20 тыс. бутылок вина, в прошлом году в Пскове был рекорд по продажам — более 20 тыс бутылок вина. Это очень много, для сравнения: столько может продать неплохой гипермаркет с ассортиментом около 1,2 тыс. наименований за год. При этом, средняя цена проданной бутылки стартует с 700 руб. Это выше средних показателей продаж вина даже в крупных форматах розничной торговли», — рассказал Павел Майров.

Трафик посещений «Винограда» растет, рассказали в НАМ. В текущем году в Анапе на эногастрофестивале было зафиксировано 163 тыс. посещений — на 60% больше, чем годом ранее.

«В этом году у нас добавилось два новых города — Великий Новгород и Уфа, очень интересно, сколько там в итоге людей будет, мы рассчитываем, что не менее 100 тыс. посещений тоже соберем. Всего же за время работы ярмарки «Виноград» зафиксировал более 650 тыс. посещений, в следующем году будет превышен показатель в 800 тыс. посещений», — поделился Павел Майоров.

Организаторы объясняют успех своей ярмарки совмещением формата не только продажи и дегустации, но и культурно-образовательных активностей. На каждом эногастрофестивале представлены тематические площадки «Кубань», «Дон», «Кавказ» и «Крым». На каждой ярмарке работает образовательная площадка «Винология», где проводят мастер-классы, винные медитации, лекции и другие активности. Работает также и специально выделенная семейная зона без алкоголя.

«Стратегия «Винограда» заключается в том, чтобы двигаться в те города, в которых изначально российского вина не так много, как на юге или на Кавказе, в Крыму или на Дону. В следующем году мы рассчитываем провести ярмарку за Уральскими горами. И это очень важно, поскольку там население гораздо меньше знакомо с тем разнообразием вина, которое есть у нас на Юге», — поделился планами Павел Майоров.

«Долина Дона» пополняется гостями

Эногастрономический фестиваль «Долина Дона», который проводится в Ростове-на-Дону с 2020 года, с 2022 года сопровождается винодельческой ярмаркой, где представлена продукция местных производителей. Мероприятие организует Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области.

«За последние 2 года количество желающих посетить однодневный Фестиваль увеличилось в 2 раза и в 2023 году площадку проведения Фестиваля посетило более 2 тыс. человек. В этом году ярмарка продлится 13 дней, по предварительной оценке организатора ее посетят более 10 тыс. человек», — сообщили РБК Краснодар в пресс-службе Минсельхозпрода.

В ведомстве отметили, что виноделы региона ежегодно активно принимают участие в фестивале, так как это дает возможности дополнительных продаж, а также узнаваемость и популяризацию производимой продукции. Гости, знакомясь с винодельческими предприятиями, в дальнейшем выезжают на экскурсии по винодельням, пояснили в ведомстве.

По словам Алексея Матвеенко, винные мероприятия в Ростовской области вызывают неизменный интерес. В пример он привел фестиваль молодого вина «Донская лоза», отметив, что это региональное событие собирает большое количество посетителей.

«Долина Дона» — очень хорошее мероприятие. Его основная проблема, так же как и большинство мероприятий, это отсутствие понятного места в календаре. То есть, допустим, туристические агентства не могут заранее планировать туры под это событие, потребитель не может привязаться к конкретным датам. Однако, организаторам сложно поставить это в упрек, так как есть объективные геополитические и санэпидемиологические факторы, влияющие на сроки мероприятия. Но все-таки хотелось бы, еще раз говорю, постоянства закрепленных дат», — отметил Алексей Матвеенко.

Виноделы перевернут календарь

По словам Алексея Матвеенко, правильный выбор времени и места проведения винных ярмарок сегодня является одной из основных точек роста для организаторов. Постоянство календаря, наличие комфортных для потребителя площадок в доступе, когда это центральная часть города, какой-то сквер или парк — это залог успеха для таких мероприятий, считает специалист.

«Также необходима понятная рекламная кампания, чтобы люди понимали, что в какой месяц у нас проходит мероприятия, и, конечно, представленность донских виноделов. Ни для кого не секрет, что до 50% производителей донских вин категорически отказываются участвовать в различных ярмарках, считая, что это мероприятия, не подходящие им по формату. Хотелось бы больше вовлеченности всех виноделов в эти мероприятия, для того, чтобы и потребителю было интереснее, и в целом картина представленности донских винодельческих хозяйств была более комплексной и полной», — отметил Алексей Матвеенко.

С ним согласен и Дмитрий Литавщук, отмечающий необходимость рекламы винных ярмарок. По мнению винодела, вокруг винных ярмарок необходимо создавать комплекс маркетинговых мероприятий — заранее размещать сообщения о таких событиях в средствах массовых информации, городских пабликах, привлекать активистов-блогеров.

Также по мнению винодела, винные ярмарки можно совмещать к разным местным праздникам — Дню города, сырной ярмарке, различным выставкам и культурным событиям. Для организаторов городских мероприятия это станет дополнительной программой для посетителей, а для участников ярмарок — возможностью получить большой трафик, продажи, знакомство потребителя со своей продукцией.

«Кроме того, можно выделить вопрос технического оснащения участников. Конечно, организаторам нужны инвестиции, чтобы предоставлять необходимое оборудование — холодильники, ледогенераторы, кондиционеры, места для хранения. Крупным организаторам мероприятий необходимо иметь в распоряжении такое оборудование, чтобы они могли предоставлять его участникам в аренду», — отметил Дмитрий Литавщук.

Источник: https://kuban.rbc.ru/krasnodar/11/06/2024/666883d99a79477c3ffa9682