На этикетке российского вина могут располагаться как обязательные знаки — название «вино», год урожая винограда, крепость и сладость, так и необязательные — знак «Вино России» или знак сертификата «Органик». Эти знаки помогут потребителю определиться при выборе вина в магазине
Помимо обязательной к размещению информации производитель вина может добавить на этикетку знаки отличия
Эксперты «Винного гида России» и Ассоциации виноградарей и виноделов России (АВВР) назвали ключевые обозначения, на которые стоит обращать внимание потребителю при изучении этикетки российского вина. Об этом они рассказали «РБК Вино».
Слово «вино» на этикетке
По закону в России вином может называться только продукция, изготовленная из винограда. В том случае, если при производстве в напиток добавляли ароматизаторы, красители, воду, на бутылке должна быть крупная, легко читаемая надпись «Продукция не является вином». Кроме того, аналогичная надпись должна быть и на полке магазина, где выставлена такая продукция.
Содержание алкоголя
Этот показатель также указывается на этикетке. При этом эксперты подчеркивают, что в настоящий момент у потребителей развивается тренд на более легкие вина с меньшим содержанием алкоголя.
Количество сахара
По содержанию сахара тихие вина делятся на:
сухие — не более 4 г сахара на литр (г/л);
полусухие — 4–18 г/л;
полусладкие — 18–45 г/л;
сладкие — более 45 г/л.
При этом эксперты подчеркивают, что для сухих вин уровень сахара на этикетке указывать не обязательно.
Согласно ГОСТу на игристые вина в них выделяют больше категорий сладости:
эстра брют — до 6 г/л;
брют — от 6 до 15 г/л;
сухое — от 15 до 25 г/л;
полусухое — от 25 до 40 г/л;
полусладкое — от 40 до 55 г/л;
сладкое — более 55 г/л.
Цвет вина и сорт винограда
Большинство потребителей, говорят эксперты, выбирают вино именно по этому признаку. Всего существует три типа вин по цвету: белые, красные и розовые.
По закону информация о сортах винограда, из которых было изготовлено вино, должна быть указана на этикетке или контрэтикетке.
Происхождение вина
В России существует территориальное деление виноградопригодных земель. В соответствии с этим делением российские вина могут получать две категории: Защищенное географическое указание (ЗГУ) и Защищенное наименование места происхождения (ЗНМП). Оба термина введены в законодательство в 2014 году. В России сейчас насчитывается девять ЗГУ и более 50 ЗНМП.
В случае с ЗГУ речь идет о российском аналоге апелласьона, регионе производства винограда. Предполагается, что в рамках одного ЗГУ существуют определенные нормативы выращивания винограда, из которого производят вино.
Термин ЗНМП может указывать на конкретный виноградник, малую территорию производства вина. Например, в качестве ЗНМП зарегистрированы наименования «Арпачин», «Дивноморское», «Южный берег Тамани».
Год урожая
Указание года урожая винограда на этикетке является обязательным требованием к маркировке вина. «Для простых, недорогих вин это может быть особенно важно. Если такой продукт задержался на полке магазина под ярким светом ламп, его свойства со временем могут ухудшиться», — говорят эксперты.
При этом если информации о годе урожая на этикетке нет, это может говорить о том, вино было сделано из виноматериала разных лет. В этом случае представители АВВР советуют ориентироваться на дату розлива продукта, которая размещена на оборотной стороне этикетки или, в случае с игристыми винами, на капсуле, которая закрывает горлышко бутылки.
«Здесь работает то же правило, что и с годом урожая для простых и молодых вин: чем свежее дата розлива вина, тем лучше», — говорят представители «Винного гида России».
Что должно быть на контрэтикетке
По требованиям Роспотребнадзора, существует обязательная информация, которая должна быть размещена на контрэтикетке. Это указание перечня тех, кому противопоказано употребление алкоголя, адрес и контакты производителя, а также перечень ГОСТов, по которым было произведено вино.
Что еще можно встретить на этикетке вина
Помимо обязательной к размещению информации производитель вина может добавить на этикетку знаки отличия, которые подскажут потребителю определенные особенности производства напитка или расскажут о месте производства.
Матрешка
В последнее время можно встретить вина, на этикетке которых будет изображение матрешки и надпись «Вино России». «Этот знак является подтверждением того, что маркированная им винодельческая продукция на 100% произведена из винограда, выращенного на территории Российской Федерации. Производитель не только подтверждает место происхождения сырья, но и отчитывается о каждой выпущенной бутылке», — говорят эксперты «Винного гида России» и АВВР.
Такой знак выдается тем компаниям, которые являются членами Ассоциации виноградарей и виноделов России. Им могут маркироваться три категории: «Вина», «Вина игристые (шампанские)» и «Вина ликерные».
«Органик»
Этот знак выглядит как белый лист на салатовом фоне. Его получают винодельни, которые прошли сертификацию в аккредитованном органе и выпускают органическую продукцию. Причем принципы органического производства распространяются как на вино, так и на виноград, из которого оно изготовлено.
«Тренд на органические вина набирает популярность, поэтому все больше производителей задумываются о выпуске органических вин. На сегодняшний день сертификат «Органик» в России имеют 11 виноградарских и винодельческих проектов, включая производителей из Испании и Республики Чили. Большинство органических виноградников находится на территории Крыма и Севастополя», — уточняют эксперты.
«Винный гид России» — ежегодный проект, который Роскачество реализует совместно с Минпромторгом России, Минсельхозом России и Ассоциацией виноградарей и виноделов России при поддержке АО «Россельхозбанк». Исследование является ежегодным и охватывает все ведущие винодельческие регионы страны.
Источник: https://www.rbc.ru/wine/news/667e811b9a7947482c726fe0