Показатели продаж алкоголя за полугодие выглядят вполне пристойно. Продажи водки в штуках выросли меньше, чем виноградных вин, рост по игристым двухзначный, хотя и замедлился.
Тем не менее, поводы для размышления у нас есть. Рынок FMCG сейчас растет очень быстрыми темпами. Ромир фиксирует рост недельных расходов на продукты год к году на уровне 20-25%. Растут продажи во всех гедонистических категориях. Мороженое — исторический рекорд по росту продаж год к году и даже черная икра подросла.
Что такое в этих рыночных условиях +2,5% в тихом вине? По нашему мнению, это может быть скрытым падением.
Такую версию подтверждают показатели июня, если их рассматривать отдельно от всего полугодия. Виноградные вина -1,3% в натуральном выражении, по сравнению с июнем 2023. Еще в мае 2024 рост к маю 2023 сохранялся на хорошем уровне — более 7%. Неплохими были и показатели предыдущих месяцев, так что «средняя температура по полугодию» вышла нормальной.
В игристых винах темпы роста сохраняются на уровне 10% (в мае было 13%) к сопоставимому месяцу. Это тоже не очень радостно, потому что в смежной категории в САН (там где было всё, что «похоже на шампанское) -6,4% в июне и большая часть этого объема не растворилась в воздухе, а ушла в другие категории. В том числе в игристые вина (одна Московская область по этому типу винодельческой продукции прибавила за 6 мес 500 тыс литров, не говоря уже об РСО Алания). Так что часть роста в игристых тоже может оказаться статистической — одна и та же этикетка перетекает из одной графы учета в другую.
О чем могут говорить эти показатели? В июне рынок уже отыгрывал одновременно две истории. Пошлина прошлого года, наконец, дошла до полок в полном объеме (за редкими исключениями) и на это наложился акциз, поднятый втрое с 1 мая.
Будем надеяться, что наши опасения напрасны и покупатель, у которого пока растут располагаемые доходы, адаптируется к изменениям цен. Месяц — слишком короткий период для анализа.
У некоторых коллег рост по прежнему в литрах есть (а у некоторых есть падение). Продажи в деньгах растут более уверенно. Идут новые открытия магазинов, которые также подпитывают рост продаж. Будем накапливать данные, ежемесячно отслеживая розничную динамику, сопоставляя с показателями расходов населения на продуктовые группы и делиться выводами с подписчиками. На меняющемся рынке стоит отслеживать ситуацию «в реальном времени».
Общее показатели по полугодию пока такие:
Всего за полгода в рознице было реализовано 111,72 млн дал алкогольной продукции (кроме пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи), что на 4,1% больше, чем годом ранее, следует из данных Росалкогольтабакконтроля.
Цифры по категориям:
— виноградные вина: + 2,5%, 27,554 млн дал
— игристые вина: + 12,8%, 9,979 млн дал
— ликерные вина: + 12,1%, 665,2 тыс дал
— плодовая алкогольная продукция: — 7,4%, 5,639 млн дал
— слабоалкогольная продукция: + 5,3%, 8,79 млн дал
— водка: + 1%, 37,026 млн дал
— коньяк: + 7,2%, 6,856 млн дал
Спиртных напитков крепостью выше 9 градусов было реализовано — 58,01 млн дал (на 4,9% больше).