С 1 сентября 2024 года в России вступили в силу изменения в законодательство, согласно которым производители этилового спирта и алкоголя будут обязаны отчитываться перед Росалкогольтабакконтролем о бенефициарных владельцах бизнеса или контролирующих его лицах. Что еще изменится для производителей, расскажет «РБК Вино»
Производители этилового спирта и алкогольной продукции в России теперь обязаны предоставлять в Росалкогольтабакконтроль (РАТК) сведения о бенефициарных владельцах и контролирующих организацию лицах. Соответствующие изменения были внесены в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
Порядок, сроки и форма, по которой необходимо направлять сведения, отражены в приказе Росалкогольтабакконтроля.
Теперь по закону производители этилового спирта или алкогольной продукции обязаны уведомлять РАТК обо всех изменениях, происходящих в руководящем компанией органе. Например, в том случае, если у них меняется состав коллегиального органа управления, наблюдательного или иного совета или лица, которое осуществляет функцию единоличного управления. Также необходимо сообщать о смене бухгалтера предприятия.
Как пояснили в РАТК, изменения не распространяются на производителей этилового спирта, произведенного из непищевого сырья растительного происхождения, производителей дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового, ромового, а также производителей спиртных напитков, относящихся к винодельческой продукции.
По словам Павла Победкина, председателя совета директоров ПАО «АГК», конечного бенефициара ООО «Калужский ликеро-водочный завод «Кристалл», изменения, внесенные в законодательство, могут повлиять на «предприятия закрытые, о которых ничего не известно».
«Что касается предприятий открытых, как завод «Кристалл», который является публичным акционерным обществом, наши данные уже открыты и в публичном доступе. А с точки зрения «обеления» алкогольного рынка эту инициативу, несомненно, можно рассматривать как положительную», — заявил он «РБК Вино».
Какие еще изменения внесены в ФЗ «О госурегулировании производства и оборота этилового спирта»
Изменения в части уставного капитала. Закон делит производителей алкоголя и этилового спирта на две группы: производителей этилового спирта и производителей этилового спирта из непищевого сырья растительного происхождения (кальвадос, коньяк и т.д.). Размер уставного капитала второй группы остается неизменным — 10 млн руб. При этом размер уставного капитала первой группы должен составлять не менее 100 млн руб. Этот пункт вступает в силу с 1 сентября 2026 года.
Изменения в части лицензирования. Изменения в законодательство расширяют перечень документов для выдачи лицензии производителям этилового спирта и алкогольной продукции. Теперь им нужно будет предоставить сведения о бенефициарных владельцах или контролирующих лицах, сведения об аффилированных с заявителем лицах, сведения о тех лицах, которые имеют преобладающее участие в уставном капитале организации. При этом сведения о том, что заявитель или аффилированные с ним лица находятся в состоянии банкротства, имеют неудовлетворительную деловую репутацию или регистрацию в офшорных зонах, могут стать основанием для отказа в выдаче лицензии.
Перечень лиц с неудовлетворительной деловой репутацией. Этот документ будет сформирован к июлю 2025 года. Лицам, которые будут в него включены, будет запрещено руководить, владеть или занимать ответственные должности в компаниях, которые производят этиловый спирт или алкогольную продукцию.
С чем связано требование о раскрытии бенефициаров
Как пояснил советник «Инфралекс» Родион Шинкарев, требование о раскрытии бенефициарных владельцев алкогольного и спиртового бизнеса возникло не на пустом месте.
«Требование о раскрытии бенефициарных владельцев предусмотрено законодательством о противодействии легализации средств, добытых преступным путем, и законодательством о защите конкуренции. В целом необходимость раскрытия бенефициарных владельцев является общемировой практикой», — говорит он.
Шинкарев также отмечает, что сведения о бенефициарных владельцах юридического лица шире, чем сведения из ЕГРЮЛ о юридическом лице. «Иногда эти сведения могут совпадать, например, если участник ООО является конечным бенефициаром такого ООО, но, как правило, по рассматриваемому вопросу все не так прямолинейно и существует та или иная цепочка владельцев и иногда с участием иностранных структур», — говорит юрист.
Как увидеть
В России действует несколько открытых баз данных, в которых компании и физлица могут легально проверить своих контрагентов (СПАРК, «Руспрофайл» и т.д.). По словам Дмитрия Григорьева, управляющего юридического консалтинга «Григорьев и партнеры», информация о конечных бенефициарах алкогольного бизнеса вряд ли появится в таких базах данных.
«Полагаю, что такая информация не будет видна в публичных источниках. Требование закона направлено на то, чтобы контролирующий орган видел полную информацию о предприятии и имел необходимые сведения в рамках контроля и надзора. Именно контролирующему органу нужен доступ к информации о бенефициарах компаний, которые производят алкогольную продукцию», — считает он.
Родион Шинкарев также считает, что сведения, поступающие от алкогольных компаний в РАТК, вряд ли будут видны в стандартных базах данных.
«Что касается СПАРК и подобных баз, то все зависит от того, на основании каких сведений они формируются. Если на основании сведений из ЕГРЮЛ, то, скорее всего, информирование надзорного ведомства о бенефициарном владельце алкогольного или спиртового бизнеса не должно автоматически привести к раскрытию информации о бенефициарных владельцах», — говорит он.
Возможны ли противоречия
Согласно ст. 6 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения в конечных владельцах бизнеса могут быть скрыты из публичных баз данных. В случае если предприниматель воспользовался возможностью скрыть сведения о себе в качестве владельца какого-либо предприятия, в базе данных появляется соответствующая отметка.
При этом Дмитрий Григорьев отмечает, что нет никакого противоречия в тех изменениях, которые требуют производителей этилового спирта отчитываться о бенефициарах и действующем законодательстве, позволяющем предпринимателям скрывать информацию о собственниках из открытых источников.
«Такие сведения не будут размещены в публичных источниках, и, соответственно, как персональные данные, они, безусловно, охраняются действующим законодательством. Поэтому никакого противоречия эти нормы не несут», — пояснил он.
Источник: https://www.rbc.ru/wine/news/66d07c519a79472d1035aa53