Более 40% российских виноделов испытывают сложности с кадрами. Несмотря на рост зарплат в прошлом году на 20%, рабочие не спешат трудоустраиваться на виноградники. Виноделы говорят о необходимости масштабной программы по изменению имиджа всей отрасли
42% виноделов в ходе опроса, проведенного РБК совместно с рейтинговым агентством НКР, назвали нехватку рабочей силы ключевым риском для развития отрасли в 2025 году. Нехватку кадров обозначили в разговоре с «РБК Вино» в качестве значимой проблемы как крупные, так и небольшие винодельни: об этом заявили «Абрау-Дюрсо», «Фанагория», «Кубань-Вино» и небольшие хозяйства — Le K2 и Андрюс Юцис.
«Российские винодельни, как и большинство других предприятий, сегодня в полной мере ощущают кадровый голод», — рассказывает Анна Осипова, руководитель внешних коммуникаций hh.ru в регионах. Причем кадровый голод в виноделии имеет свою специфику: с одной стороны, виноделы нуждаются в массовом персонале, а с другой — в узкоспециализированных специалистах. Но проблемы с привлечением людей общие: конкуренция с другими секторами экономики, тяжелые условия труда и отсутствие привлекательного имиджа у сельских профессий.

Кого ищут российские виноделы
Как и многие другие отрасли, виноделие испытывает недостаток массового персонала.
«Особенно остро ощущается нехватка виноградарей, трактористов, операторов производственных линий, обработчиков виноматериалов, слесарей, наладчиков, а также инженеров контрольно-измерительных приборов и автоматики», — говорит директор по персоналу группы компаний «Абрау-Дюрсо» Мария Цветкова. «На протяжении нескольких лет винодельческая отрасль испытывает сложности: нам не хватает людей рабочих специальностей. Одним из дефицитных направлений являются трактористы», — объяснили в пресс-службе «Фанагории». «Всего на данный момент вакансий на «Кубань-Вино» 90, — рассказали в «Кубань-Вино». — В основном нехватка производственных профессий (технолог, обработчик виноматериалов, кладовщик, машинист автопогрузчика, грузчик, оператор линии розлива), также в областях: продажи, IT (менеджер по продажам, системный администратор)».
Особенно потребность в специалистах растет в период сбора винограда (середина августа — октябрь). «Вне сезона дефицит кадров составляет 10%, а в виноградарский сезон, с апреля по октябрь, эта цифра возрастает до 27%. Остро ощущается и нехватка самих виноградарей — людей, которые ухаживают за виноградом и осуществляют его сбор. Дефицит этих специалистов превышает 50%. Небольшая часть потребности «Фанагории» в таких людях закрывается за счет внутренних трудовых мигрантов, но это не позволяет полностью решить проблему с наймом людей для работы на виноградниках», — заявили в пресс-службе «Фанагории». По словам представителя компании, в период сезона сбора урожая (середина августа — октябрь) на разные участки работы требуется дополнительно около 50–70 человек.
«В части массового персонала виноделы ищут продавцов-консультантов (10% вакансий на hh.ru; обычно в фирменные точки продаж), водителей (4%), операторов производственных линий (3%), а также кладовщиков, грузчиков, упаковщиков (по 2%) и т.д.», — подтверждает Анна Осипова.
«Время вина» — событие РБК о бизнесе, эстетике, вкусе. Весь февраль РБК исследует тему вина в России на всех своих площадках и во всех форматах. Познакомьтесь с уникальными и редкими винами из гида Артура Саркисяна и РБК на грандиозном винном салоне в Центре событий РБК 22 и 23 февраля. Генеральный партнер мероприятия — Sovcombank Wealth Management. Купить билеты вы можете тут!
Почему в виноделии сложился кадровый голод
Виноделию приходится конкурировать за сотрудников с другими отраслями по зарплатам и условиям труда. «Работа на виноградниках и винодельнях — это тяжелый труд, который привлекает не многих. Винодельческие предприятия находятся преимущественно в сельской местности, где наблюдается отток жителей», — перечисляют проблемы в «Кубань-Вино».
«В целом за 2024 год в отрасли виноделия было около 6 тыс. вакансий — на 3% больше, чем годом ранее. Диапазон зарплат в вакансиях, открытых винодельческими предприятиями в 2024 году, составляет от 51 724 до 91 954 руб., в 2023 году — от 44 000 до 74 000 руб.», — рассказывает об уровне зарплат в отрасли Анна Осипова. По ее словам, специалисты, которых ищут виноделы, востребованы во многих отраслях и относятся к одним из наиболее дефицитных на современном рынке труда. «Винодельческим компаниям здесь приходится конкурировать и с производственным сектором, и с ретейлом, и с логистикой. Кроме того, сильна и конкуренция за персонал с другими предприятиями из отрасли сельского хозяйства, где, как и в виноделии, востребованы агрономы, машинисты, инженеры, сезонные разнорабочие», — рассказывает она.
Севастопольский винодел Андрюс Юцис говорит, что единственный способ решить проблему нехватки кадров — поднять зарплату. «Как только наладится сбыт, любое хозяйство сможет платить выше на виноградника и проблемы нехватки кадров самоустранятся. Сейчас привлекательнее быть курьером, чем виноградарем. Только повышение заработной платы станет мотивацией приходить в поля», — говорит он.
Впрочем, крупные игроки считают, что рост зарплат не панацея. «Что касается рабочих условий, то в виноградарский сезон график работы напряженный. Но вместе с тем и заработная плата достойная. Она может превышать 100 000 руб. в месяц», — отметили в «Фанагории». «Одним из важных свидетельств кадрового дефицита является устойчивый рост уровня заработных плат в сфере виноградарства и виноделия, а также увеличение числа открытых вакансий, что свидетельствует о потребности в квалифицированных кадрах, — говорит Мария Цветкова. — Это напрямую подтверждает, что в ряде отраслей наблюдается выраженный дефицит рабочей силы, что требует от работодателей принятия дополнительных мер для привлечения и удержания сотрудников. Рост заработных плат не может стать бесконечным процессом, поэтому особенно важно применять и продумывать нематериальные системы мотивации сотрудников, а также укреплять их лояльность».
Нематериальные стимулы и лояльность особенно важны при поиске узких специалистов, в которых особенно нуждается виноделие.
Кто нужен виноделам
Еще с большими сложностями виноделы сталкиваются при поиске специалистов специфических профессий
Еще с большими сложностями виноделы сталкиваются при поиске специалистов специфических профессий — виноградарей, купажистов, виноделов и технологов по вину, дегоржеров, дрожжеводов, бондарей, аппаратчиков перегонки дистиллятов, аппаратчиков производства шампанского, специалистов контроля качества и микробиологов.
«На подобные предложения приходится около 13% от всех вакансий винодельческих предприятий, — рассказывает Осипова. — Сложность с подбором таких специалистов связана прежде всего с их редкостью. Например, на одну вакансию винодела приходится всего 0,6 резюме, купажиста — 0,4, виноградаря — 0,2. Поэтому довольно часто винодельни готовы брать людей без профильного опыта работы и обучать самостоятельно (за исключением тех случаев, когда требуется узкоспециальное образование)».
Как рассказали в пресс-службе Минпросвещения, ведомство продолжает сейчас работу в части ориентирования системы подготовки кадров по программам среднего профессионального образования под запрос конкретных работодателей. «В 2024 году на специальности, в которых заинтересованы предприятия виноделия, принято 9,9 тыс. человек. Общая численность таких студентов составляет 26,2 тыс., — сообщили в министерстве. — Ежегодно выпуск специалистов для отрасли виноделия увеличивается. Так, если в 2017 году он составлял 1,2 тыс. человек, то в 2024 году — 2,5 тыс. человек».
Подготовка кадров, которые необходимы виноделам, в основном проводится по специальностям «агрономия», «технология продуктов питания из растительного сырья» и «технология бродильных производств и виноделие». Конкурс по этим специальностям ежегодно составляет более двух человек на место. В целом по стране подготовку таких специалистов по программам среднего профессионального образования реализуют 280 образовательных организаций.
В Минпросвещения сообщили, что одним из примеров эффективной подготовки кадров для конкретного работодателя является кластер проекта «Профессионалитет», созданный в Краснодарском крае в 2022 году. В состав кластера входят шесть образовательных организаций и три работодателя («Абрау-Дюрсо», «Кубань-Вино», «Шато де Талю»). Обучается в кластере 7,4 тыс. студентов. «Создание кластера по виноделию позволило работодателям участвовать в организации образовательного процесса, в том числе в разработке образовательных программ и дополнительных модулей (реализуются восемь образовательных программ). Компании могут регулировать необходимый объем подготовки специалистов, организовывать практику непосредственно на своем производстве, заключать договоры о целевом обучении, что гарантирует трудоустройство выпускников непосредственно на данное предприятие», — говорят в министерстве.
В Минобразовании, отвечающем за высшее образование, «РБК Вино» рассказали, что по профессиям, связанным с виноделием, обучаются 41 тыс. студентов, ежегодно по этим специальностям выпускаются около 8 тыс. человек.
«С 1 сентября 2024 года вступил в действие профессиональный стандарт «Работник в области виноградарства и виноделия», утвержденный приказом Минтруда России, который определяет обновленные требования к образованию и обучению в данной области», — рассказали в министерстве. Там добавили, что виноделы самостоятельно определяют направления стажировок для профильных специалистов.
У виноделов действуют собственные программы подготовки кадров, стажировок и практик.
«Для решения кадрового вопроса у нас действует собственная программа подготовки кадров, которую мы реализуем в сотрудничестве с российскими вузами и средними специальными учебными заведениями, — сообщили в «Кубань-Вино». — Ежегодно у нас проходят практику студенты профильных направлений: факультетов перерабатывающих технологий, плодоовощеводства и виноградарства, пищевой промышленности, кафедр технологии виноделия и бродильных производств. В 2024 году центр энологии Chateau Tamagne принял на производственную практику студентов из Краснодарского края, Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов РФ. Всего за сезон стажировку в компании прошли более 150 студентов из 17 учебных заведений страны».
«Мы регулярно организуем практику на наших предприятиях, создавая студентам возможности для профессионального роста и получения опыта. Потенциал этих профессий мы также активно представляем школьникам: активно организовываем экскурсии на предприятия, знакомим с действующими профессионалами различных специализаций», — сказала Мария Цветкова из «Абрау-Дюрсо». По ее словам, специальности агропромышленного комплекса остаются маловостребованными среди молодежи, но ситуация начинает постепенно меняться.
Кадровые решения
Кира Ефимова — хозяйка, инвестор и винодел хозяйства Le K2 — рассказывает, что третий год принимает на практику студентов. «Статистика такая: из 20 человек доезжает до меня 15. Из 15 человек 12 просят поставить им практику «просто так», в итоге на работу выходят в лучшем случае три человека. Почему так? Просто нет заинтересованности у молодых людей работать на земле. У нас уверены, что если ты работаешь на земле, то ты крестьянин и, значит, бедный. Нам нужно менять этот подход, создавать образ успешного агрария. Это большая плановая работа, требующая внимания федеральных министерств и ведомств».
О необходимости такой программы часто говорят на различных форумах как представители властей, так и виноделы. Впрочем, пока единого представления, что должна включать такая программа, ни у кого нет.
На форуме «Развитие отрасли виноградарства и виноделия в России. Тенденции и факторы роста в 2025 году» главный винодел «Кубань-Вино» Ванда Ботнарь предложила вузам скорректировать сроки прохождения студентами производственной практики и подстроить их под сезон работы на винограднике и винодельне. Кроме того, она предложила выплачивать молодым специалистам, которые хотят ехать работать в сельскую местность, «подъемные», а также развивать инфраструктуру. «Из 600 человек, которые прошли практику на наших предприятиях за последние десять лет, только 30 человек работают в отрасли. Потому что винодельческие предприятия находятся в селе, где нет инфраструктуры, развлечений. Молодежь хочет и работать, и отдыхать — нужен баланс. Кроме того, молодые люди готовы создать семью, им нужно жилье и финансовая помощь, чтобы заинтересовать их приехать на землю и поселиться там», — уточнила она.
«Формирование привлекательного образа специальностей для молодежи и абитуриентов — глобальная задача для всех участников рынка и представителей отрасли. В ГК «Абрау-Дюрсо» мы активно развиваем политику привлечения и удержания сотрудников, используя широкий спектр инструментов, — говорит Марина Цветкова. — В частности, внедряем элементы геймификации в рабочие процессы, проводим корпоративные мероприятия, а также предоставляем сотрудникам разнообразные скидки и бонусы. Не меньшую роль в привлечении специалистов играют наши карьерные страницы в социальных сетях и брендирование страниц на популярных платформах для поиска работы, что дополнительно повышает узнаваемость компании как работодателя».
В Агентстве стратегических инициатив (АСИ) предлагают популяризацию через гастрономию и туризм. «Виноделие охватывает широкий спектр профессий — от виноградарства, виноделия и защиты растений до сомелье, кавистов и винных гидов, — рассказали «РБК Вино» в АСИ. — Оно неразрывно связано с гастрономическим и винным туризмом, а значит, здесь открываются отличные перспективы для выбора направления деятельности и профессионального роста. Кроме того, технологии и инновации играют все большую роль. Искусственный интеллект эффективен в руках профессионалов: от помощи в разработке интерактивных этикеток до создания уникальных купажей. Все эти программы и инструменты создаются творческими и талантливыми людьми, и именно такие специалисты будут определять будущее виноделия».
Сами виноделы более практичны. «Хотя сегодня мы и наблюдаем позитивные изменения: все больше российских вузов и средних специальных учебных заведений занимаются подготовкой специалистов в нашей сфере. Но, к сожалению, выпустить специалиста мало. Надо еще заинтересовать его жизнью в сельской местности. Здесь, конечно, неплохо было бы рассмотреть вопросы о поддержке государства молодых специалистов отрасли, только окончивших вуз или среднее специальное учебное заведение и приезжающих работать в сельскую местность (например, льготные программы на приобретение жилья)», — рассказали в пресс-службе «Кубань-Вино».
Пока же виноделие остается не слишком популярной сферой для молодежи. По данным hh.ru за последний год, опыт работы в винодельческой отрасли указан в 5 тыс. резюме соискателей в возрасте до 35 лет — это менее 1% от всех молодых соискателей на рынке.
Источник: https://www.rbc.ru/wine/news/679237c99a7947af7532ee43