Мировой винный рынок продолжает сотрясать кризис перепроизводства, но свет в конце тоннеля уже виден (за счет признания рынком реального положения дел). На фоне других стран, Россия выглядит привлекательным рынком, стабильно входя в ТОП-10 потребителей и понемногу улучшая свои показатели. Такие выводы можно сделать из полной версии отчета OIV (Международной организации винограда и вина) за 2024 год.
• По площадям виноградников Россия находится на 17-м месте в мире с долей в мировом винограднике 1,5%. По этому показателю Россия за последние годы обошла Германию и Грецию. В прошлом году площадь, по оценкам OIV у нас приросла на 2,2%. Это важный показатель, потому что в большинстве винодельческих стран мира площади снижаются. Интересно отметить, что половина мирового виноградника приходится на ТОП-5 стран мира: Испанию (930 тыс. га), Францию (783 тыс. га), Китай (753 тыс. га), Италию (728 тыс. га) и Турцию (402 тыс. га). Китай с 2019 года сократил площади примерно на 28 тыс. га. Отметим рост площадей виноградников в Индии (+34 тыс. га). По этому показателю Индия обошла Чили и Португалию.

Площади виноградников в мире (данные OIV)
Всего сейчас в мире 7 млн и 96 тыс. га виноградников (в 2019 году было на 200 тыс. га больше).
• По производству вина Россия на 11 месте (+17,5%) и скоро может войти и в десятку, поскольку в других крупных странах, по данным OIV, обвал. Двухзначными темпами падает во Франции (-17,9%), США (-15,5%), Австралии (-16,5%). 20% в прошлом году потеряло Чили, 25% — Бразилия. Китай обвалился больше, чем на 50%. В зеленой зоне Венгрия и Грузия, но с последней всё понятно – это фактически часть российского рынка.

Производство винодельческой продукции в мире (OIV)
• Всего в мире было произведено 22 млрд 258 млн литров вина. С 2019 года показатель упал на 3,4 млрд литров (эквивалентно почти 4 объёмам российского рынка вина).
• По потреблению вина Россия на 7-й позиции, поднявшись в 2022 году на одну строчку, когда вниз пошло потребление вина в Аргентине и в 2023 году ещё на одну строчку, опередив падающий по потреблению Китай. Российская доля на мировом рынке 3.8% (у Китая сейчас 2,6%). Кроме Китая, который продолжил пикировать в прошлом году (-19,6%), по спросу на вино просел рынок США – на 5,8%. В конкретных литрах это очень много, потому что рынок огромный – больше 3,5 млрд литров было в 2023 году, а в прошлом на 200 млн литров стало меньше.

Мировое потребление вина (OIV)
• Всего на мировом рынке в прошлом году было реализовано покупателям 21 млрд 400 млн литров вина.
По правде говоря, никакой катастрофы на мировом рынке мы не видим. Сравнивая показатели производства и потребления, можно отметить, что разрыв между ними в прошлом году нормализовался (за счёт быстрого сокращения производства). Виноделы по всему миру работали «впрок» в надежде на восстановление продаж, теперь пришло время сокращать запасы.
Условный мировой профицит вина в прошлом году сократился до менее чем 1 млрд литров, тогда как в 2022 году (на пике) этот показатель превышал 3,4 млрд литров.
Таким образом глобальное виноделие возвращается к реальности, где нет растущего в космос Китая, богатеющего массового покупателя, а также меняются паттерны потребления вина на крупнейших рынках мира.
Одна из черт этой реальности – цены. Обвал в потреблении (а потом и в производстве) странным образом совпал с быстрым ростом средней экспортной цены литра вина.

Мировое потребление вина (OIV)
На графике виден рост средней цены литра вина с 2,85 евро в 2020 году до 3,65 в 2024-м. Сейчас цены начали «приходить в чувство».
Хороший пример — игристые вина. Вдруг выяснилось, что всякая любовь покупателя к «пузырькам» имеет свои финансовые границы.
Это привело к снижению средних мировых цен за литр игристого на 3,4% и помогло остановить падение сегмента в объёме. Мировые продажи игристых вин остались практически на уровне 2023 года (-0,3%) в деньгах упали на 3,7%.
Рынок устроен сложно и факторов (кроме цен) множество, однако коррекция цен может помочь стабилизировать потребление, а следом и производство перестанет в какой-то момент валиться в бездну и начнет расти. Это всегда легче с низких показателей.