loader image

Водка с начала года подорожала в два раза сильнее вина

С начала 2025 года алкогольные напитки в среднем подорожали почти на 5%, причем цена на водку увеличилась более чем на 11%, а на вино — только на 4%. Почему так происходит и как будут меняться цены на него в дальнейшем — в материале «РБК Вино»

В среднем цены на алкогольные напитки в России увеличились с начала 2025 года на 4,9%, а с начала 2024 года — на 15,1%, следует из данных Росстата.

В 2025 году больше другого алкоголя в розничной продаже подорожала водка — на 11,3%. В среднем в конце марта литр водки стоил в рознице 831,38 руб. Далее следует пиво (7%, до 184,83 руб. за литр) и коньяк (5,7%, до 1571,25 руб.). Вино прибавило в цене не столь сильно. Тихие вина подорожали с начала года на 4%, игристые — 4,4%, а цена крепленых вин практически не изменилась.

В прошлом году, как свидетельствуют данные Росстата, быстрее другого алкоголя дорожало вино. Цены на тихие вина за 2024 год выросли на 11,3%, до 623,87 руб. за литр в рознице, на игристое — на 9,6%, до 518,22 руб. за литр, а на крепленое — на 15,9%, до 880 руб. за литр. Пиво в прошлом году подорожало на 10,8%, коньяк — на 8,1%, а водка — всего на 5,6%. В среднем цены на алкогольные напитки в 2024 году повысились на 9,7%.

«Действительно, если в 2024 году наибольший рост розничных цен пришелся на винодельческую продукцию и слабоалкогольные напитки (с содержанием спирта не более 9%), то в 2025 году — особенно в первом квартале — наибольшее подорожание зафиксировано в сегменте водки и пива. Это объясняется прежде всего изменением налоговой политики и рыночной ситуацией», — говорит доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге Максим Черниговский.

Изменения цен на алкоголь — результат действия сразу нескольких факторов, объясняет президент гильдии экспертов «Алкопро» Андрей Московский. «Прежде всего это акцизная политика и регулирование через минимальные розничные цены (МРЦ), которые напрямую формируют ценовую базу. Второй значимый фактор — издержки производителей. Инфляция, удорожание сырья, тары и логистики увеличивают себестоимость», — объяснят эксперт. По его словам, главным сдерживающим фактором роста цен остается политика торговых сетей, на которые сегодня приходится до 75–80% оборота в некоторых категориях. Сети жестко контролируют цены «полки»: если у конкурентов она не изменилась, они не повышают и свою, несмотря на давление производителей.

Основное влияние на цены на крепкий алкоголь оказывали изменение минимальной розничной цены (МРЦ), которая с нового года была повышена почти на 17% на водку, до 349 руб. за 0,5 л, и на коньяк, до 651 руб. за 0,5 л. «Это в сочетании с общей инфляцией и ростом издержек автоматически вызвало рост цен», — говорит Максим Черниговский. «При этом в течение прошлого года несколько раз поднималась стоимость спирта, что дополнительно увеличивает себестоимость продукции. Это серьезное повышение, которое потребитель ощутил напрямую: итоги первого квартала показывают провалы в продажах ключевых объемных категорий — водки и коньяка. Очевидно, потребителю нужно время для адаптации», — добавляет Андрей Московский. По данным Росалкогольтабакконтроля, розничные продажи водки в ретейле и общепите за первый квартал 2025 года сократились на 8,7%, до 17,2 млн дал.

Влияние на уровень цен оказывает импортный сегмент, говорит Андрей Московский. В августе прошлого года ставка ввозной пошлины на крепкий алкоголь увеличилась до 20% от таможенной стоимости, но не менее €3 за 1 л 100-процентного спирта. До этого таможенная ставка на крепкий алкоголь составляла €1,4–1,5 за 1 л напитка. «В российских магазинах цены на популярные импортные напитки похожи на европейские. Рост цен практически сразу приводит к уменьшению объемов продаж. И здесь наши торговые сети удерживают стоимость за счет собственной маржи, сейчас она меньше, чем они устанавливают на российские напитки», — говорит эксперт. По словам Андрея Московского, в сложившихся условиях ретейлу и импортерам становится невыгодно заниматься экспериментами, и они фокусируются на проверенных брендах — Johnnie Walker, Jim Beam, Gordon’s и других.

«Чем меньше оборачиваемость, тем выше удельный вес накладных расходов и надо увеличивать цены для окупаемости, — говорит руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. — Думаю, процесс подорожания продолжится».

Что происходит с ценами на вино

На цены на вино больше всего влияли повышение акцизов в августе прошлого года и колебания валютных курсов, утверждают представители виноторговых компаний.

В августе прошлого года ставка на вино из недружественных стран увеличилась с 20% от таможенной стоимости до 25%, но не менее $2 за 1 л (ранее не менее $1,5). В итоге повышение цен проходило достаточно плавно — по мере распродаж накопленных до изменения пошлин стоков. «Сейчас на полках представлены уже новые партии — прежние запасы практически распроданы, и мы видим цены, сформированные с учетом всех изменений. Остатки прежних закупок остались лишь точечно, где-то могут действовать акции, но в целом ценник на вино на полке существенно вырос», — утверждает Александр Липилин, исполнительный директор виноторговой компании Fort.

Больше всего повысились цены на вино из-за границы. Алексей Несмеянов, директор департамента продуктового маркетинга компании AST, оценивает рост цен в этой категории в 30–50%. По его данным, наибольший рост показали Франция и Италия — производство в этих странах падает и экспортные цены на вино растут, а наименьший — Испания, где больше внутренней конкуренции среди производителей, что приводит к снижению цен. «Если еще два года назад итальянские, испанские или французские вина можно было купить за 400–500 руб., то сегодня они стоят от 1000–1300 руб. и выше, — соглашается Александр Липилин.

Алексей Несмеянов отмечает особенный рост стоимости игристого, которое увеличилось в цене в пределах 25–40%. Как объясняет Алексей Несмеянов, на рынке, как правило, присутствует импортное игристое, а в России есть сложности с производством этого вина.

Эксперты говорят, что уже отмечают влияние цены на потребление. «Мы наблюдаем сокращение винного комьюнити, винолюбов: потребители начинают переключаться на другие категории — пиво, крепкий алкоголь, коктейли, поскольку соотношение «цена — вкус» у вина заметно ухудшилось», — говорит Александр Липилин. По словам Алексея Несмеянова, идет переориентация с европейского вина на российское и из «дружественных» стран.

Что происходит с ценами на пиво

Резкое и внезапное изменение ставки акциза на пивоваренную продукцию на 15,4% в конце прошлого года, а также динамика роста себестоимости вынудили индустрию отреагировать соответствующим образом

Исполнительный директор Ассоциации производителей пива, солода и напитков Вячеслав Мамонтов называет причинами подорожания пива в 2025 году рост цен на сырье, упаковку, увеличение транспортных и логистических расходов. «Дополнительно ситуацию усугубило внеплановое повышение акцизов. Налоги и сборы составляют более 50% себестоимости продукции, и их повышение отражается на стоимости. Резкое и внезапное изменение ставки акциза на пивоваренную продукцию на 15,4% в конце прошлого года, а также динамика роста себестоимости вынудили индустрию отреагировать соответствующим образом», — говорит Вячеслав Мамонтов.

Как говорят производители, импортное пиво подорожало сильнее отечественного. «С 2025 года действует новая пошлина в размере €1 за литр импортного пива. Многие импортеры использовали запасы для поэтапного изменения цен: продукция, ввезенная до 1 января, продается по старой цене. Тем не менее уже сейчас видно, что средний рост цен на импортное пиво составляет около 30% по сравнению с прошлым годом. Для пива из недружественных стран рост еще выше — в перспективе до 40%, когда старые запасы закончатся», — говорит Даниил Бриман, председатель совета Союза российских пивоваров и генеральный директор ООО «Суздальский Пивовар». По его словам, отпускные цены производителей на российское пиво повысились на 15–17%.

Павел Шапкин говорит, что эти изменения уже повлияли на рынок, например продолжает расти доля продаж в уменьшенных объемах тары.Даниил Бриман говорит, что снижения цен на пиво ждать не стоит. «Влияние колебаний курса валют будет ограниченным, поскольку почти все компоненты пивоваренного сырья — российского производства. Исключение составляет хмель, но основные закупки уже были сделаны по высокому курсу в конце 2024 года, и эффект возможной коррекции будет минимальным», — объясняет он. По его словам, с учетом начала сезона в ближайшее время можно ожидать рост цен до 5% — это стандартная сезонная коррекция. Как говорит Даниил Бриман, более резкого роста не предвидится: конкуренция на рынке остается высокой, а мощности производства превышают текущий спрос.

Источник: https://www.rbc.ru/wine/news/68261b289a79478bbf648113