53% россиян заявили, что поддержали бы проведение антиалкогольной кампании, если бы она была объявлена в стране. Об этом свидетельствуют результаты опроса ВЦИОМ. Готовность россиян поддержать антиалкогольные меры упала до минимума за все время измерений, говорится в сообщении статистической службы.
Среди респондентов 26% выразили готовность безусловно поддержать такую инициативу, еще 27% — скорее поддержали бы. Против выступили 43%, а 4% затруднились с ответом.
«Политика тотальных запретов вызывает скепсис, особенно у тех, кто уже пережил аналогичный опыт и видел неэффективность и побочные эффекты прошлых запретов. Возможно также, что такие данные говорят не столько об алкоголе (в последние годы ситуация довольно благополучная), сколько об усталости от жестких запретов и запрос на мягкие, добровольные формы профилактики», — говорится в сообщении ВЦИОМа.
Опрос также показал отношение к антиалкогольной кампании 1980-х годов. 12% опрошенных считают, что она была необходимой и дала ощутимые результаты. 26% заявили, что сама идея была правильной, но реализация сопровождалась ошибками. 39% назвал инициативу изначально ошибочной, 14% затруднились с ответом.
Отвечая на вопрос о текущей ситуации, 39% респондентов считают, что россияне стали пить меньше, чем во времена Михаила Горбачева. 13% придерживаются противоположного мнения, а 37% полагают, что ничего существенно не изменилось.
Среди возможных мер по снижению потребления алкоголя 60% опрошенных поддержали бы пропаганду здорового образа жизни. 54% выступили за повышение минимального возраста для покупки алкоголя до 21 года, 45% — за полный запрет рекламы алкогольной продукции.
Опрос проводился 4 мая 2025 года по телефону среди 1,6 тыс. россиян в возрасте от 18 лет.
По данным опроса, проведенного ВЦИОМ совместно с Институтом проблем правового регулирования НИУ ВШЭ в марте, 44% россиян не употребляют пиво вовсе. В эту категорию «пивных аскетов» чаще других входили женщины старше 60 лет, проживающие в сельской местности и с доходом ниже среднего.
Авторы исследования также отмечали, что доля потребителей безалкогольного пива растет быстрее, чем у алкогольного. За 2024 год 15% опрошенных, пьющих безалкогольное пиво, сообщили, что стали делать это чаще, тогда как аналогичный показатель для алкогольного пива составил 7%. Только 5% респондентов предпочитают исключительно безалкогольное пиво — в основном это женщины 25–44 лет с доходом выше среднего.
Источник: https://www.rbc.ru/wine/news/682c2d919a794736967bc692