С 2021 по 2024 год количество деклараций на ввоз шампанского в Россию выросло в три раза, несмотря на санкции и уход с рынка крупнейшего производителя, группы Moet Hennessy. Эксперты говорят о том, что место крупного игрока заняли более мелкие производители. А в ретейле начала расти доля других игристых, как европейских, наподобие креманов, так и российских
Как менялся рынок шампанского в России
До 2021 года поставки шампанского в Россию шли без особых перебоев. В 2021 году российские власти в попытке защитить наименование «шампанское» разрешили писать его только на вине российского производства. Тогда же французский конгломерат Louis Vuitton Moet Hennessy (LVMH), крупнейший производитель шампанского и собственник таких брендов, как Veuve Clicquot, Dom Perignon, Ruinart и Mercier, заявил о приостановке поставок, но позже согласился маркировать свою продукцию как «игристое вино».
С началом военной операции на Украине западные производители алкоголя начали объявлять о приостановке работы в России и прекращении поставок своей продукции. Такое решение приняли украинская компания Nemiroff, чешские пивовары Staropramen и Bernard, владелец брендов Chivas Regal, Jameson, Ballantine’s, Beefeater и Absolut компания Pernod Ricard, собственник бренда пива Guinness, британская Diageo и другие. В их число вошел и конгломерат LVMH, который объявил о своем решении в марте 2022 года.
Как писал «Интерфакс» в сентябре 2022 года, импорт шампанского в Россию прекратился, а ассортимент его в торговых сетях тогда упал на 95%. Однако за счет параллельного импорта продукцию из Шампани снова начали поставлять в 2023 году. Эти данные прослеживаются и по базе Росаккредитации. Так, в 2021 году импортеры подали как минимум 41 декларацию соответствия на поставки шампанского, в 2022 году число деклараций составило 46, а в 2023 году выросло до 161. По итогам 2024 года было подано 150 деклараций на поставку шампанского — более чем в три раза больше, чем в 2021 году.
Точный объем поставок за 2021–2024 год достоверно оценить невозможно, потому что подавляющее большинство деклараций оформлены как серийные, то есть позволяют ввозить продукцию неоднократно без указания общего количества бутылок.
Шампанским может называться только игристое вино, произведенное классическим методом во французском регионе Шампань. В России существует обозначение «российское шампанское», которым называют отечественные игристые «по классике».
В страну с 2021 по 2024 год ввозили продукцию более 100 производителей шампанского, однако лидером среди них стала компания MHCS (Moet, Hennessy, Champagne & Services), принадлежащая конгломерату Moet Hennessy Louis Vuitton (LVMH). На ее продукцию за указанный период декларации подавали 183 раза. То есть практически каждая вторая декларация соответствия для ввоза в Россию шампанского была подана на вино LVMH.
За неполные четыре месяца 2025 года импортеры подали 54 декларации соответствия на ввоз шампанского, что уже больше, чем за весь 2021 или 2022 год. Из этого количества 13 деклараций приходится на долю LVMH.
Стабильно ли шампанское на российском рынке
Часть российских импортеров и ретейлеров, опрошенных «РБК Вино», отмечает, что доля шампанского в портфелях и в структуре продаж остается стабильной с 2021 по 2024 год. В компании Fort заявили, что доля шампанского с учетом тендерных отгрузок показывает прирост более 85%». В Ladoga объем поставок за четыре года вырос более чем в два раза с 1,1 тыс. дал в 2021 году до 3,3 тыс. дал в 2024 году. Доля шампанского в портфеле компании за этот срок также незначительно увеличилась, однако все еще составляет менее 1%. В сети «Лента» доля шампанского в общем объеме продаж игристого сохранилась в 2024 году на уровне 2021 года. Однако в штуках этот показатель сократился с 0,3 до 0,2% от всей категории игристого вина, уточнила представитель ретейлера.
В пресс-службе Metro уточнили, что во французских игристых «фокус с шампанского сместился на креман». О сокращении доли шампанского в портфеле говорят и в Luding Group. Если в 2021 году она составляла 21%, то в 2024 году — только 11%. Как уточнил Владимир Косенко, главный амбассадор винного портфеля Luding Group, в первую очередь это связано с сильным ростом цен на вина этой категории.
По словам Игоря Сердюка, руководителя российского винного рейтинга Top100Wines, формальный уход с российского рынка крупнейшего производителя, конгломерата LVMH, дал возможность зайти в Россию небольшим шампанским домам. Он связывает это с тем, что они «менее гордые и более дружелюбно настроены к российскому рынку».
«В том случае, если санкции будут отменены и бренды LVMH смогут вернуться на российский рынок, спрос на них будет зависеть от платежеспособности населения. Цена все же имеет значение. При этом нужно понимать, что эта компания видит спрос на больших рынках, и если они решат, что в России не готовы покупать дорогое шампанское, то сюда будут выпускать небольшие бренды, которые за границей особо не котируются и не пользуются спросом», — считает Сердюк. При этом он отмечает, что «шампанское в России любят, и если у нас есть вообще перспектива для какого-то спроса на вино, то шампанское будет все равно в первых рядах».
В свою очередь, вице-президент Ассоциации экспертов рынка ретейла Александр Ставцев считает, что возврат крупных шампанских брендов наподобие Ruinart (принадлежит LVMH) или Louis Roederer «не окажет ощутимого влияния на общую картину». «Это заметит узкий круг эстетов, но решающего влияния на рынок эти бренды не окажут. Это будет большое событие ограниченного масштаба, такая буря в стакане воды», — считает он.
Расширение географии игристых
Санкции, введенные в 2022 году, повлияли в целом на рынок игристых вин России. На смену ушедшим брендам на полках появилась продукция от других производителей. Кроме того, импортеры открыли новые направления поставок игристого в страну.
Количество наименований игристого в российских торговых сетях с 2021 по 2024 год расширилось. Как рассказали «РБК Вино» представители российского ретейла, за указанный период в сетях выросло количество артикулов игристого. В Metro доля новых позиций составляет 31%, а в «Ленте» объем продаж игристых вин за четыре года вырос на 20%. Из новых и развивающихся направлений представители сетей отметили вина из Чили, ЮАР, Грузии, Италии, Франции и Германии.
По словам Ставцева, не так много стран умеют делать качественные игристые вина. Самым перспективным из новых направлений импорта он называет игристые из ЮАР, в том числе произведенные классическим методом. Эксперт также отмечает, что на рынок выходили чилийские вина, но скорее «в тестовом формате».
Ставцев также отмечает, что не все дружественные винодельческие страны могут предложить рынку именно игристые вина в нужном ценовом диапазоне. Например, Аргентина производит много недорогого тихого вина, а аргентинское игристое в России стоит порядка 2–3 тыс. руб. за бутылку и существенного влияния на рынок не оказывает. По словам эксперта, какого-то прорыва отдельной категории игристых вин на российский рынок с 2021 года не случилось.
«В целом потребление в игристых винах все же более консервативное по сравнению с тихими. Эксперты многого ждали от категории креманов, но таких прорывов, какие были за это время на рынке тихих вин, мы не увидели. Например, еще в 2020 году основным поставщиком тихого рислинга была Сербия, а в 2021 году произошел прорыв в немецких рислингах, которые вышли на рынок в другом, полусухом стиле. Вот на таком уровне в игристых пока ничего подобного не было. Здесь скорее можно говорить о прорыве игристых вин Дагестана, чем кого-то из импортных производителей», — отметил он.
О росте доли новых направлений говорят и виноторговые компании. Так, в компании Fort доля зектов из Германии и Австрии с 2021 по 2024 год выросла на 2554 и 696% соответственно. Также с низкой базы увеличились доли вин этой категории из Аргентины и Греции, кроме того, в компании отмечают популярность игристых из Венгрии и ЮАР. Между тем Дарья Сологуб, директор по закупкам виноторговой компании Fort, отметила, что из-за запрета на поставки в Россию практически исчезли игристые из Австралии и Новой Зеландии, их доля в портфеле компании за четыре года сократилась на 96 и 100% соответственно.
Доля игристых из Германии и Австрии за четыре года выросла и в портфеле Luding Group на 175 и 200% соответственно. Однако на эти вина приходится совсем небольшая доля ассортимента компании. Австрийские и немецкие вина занимают по 2% по состоянию на 2024 год, а в 2021 году долю каждой из этих групп оценивали в 1%. В компании отмечают, что выстраивают отношения с производителями игристых вин из Грузии, которые начали завозить в Россию в 2024 году, также с 2022 года в портфеле Luding Group появились игристые из ЮАР, а с 2023 года — игристые из Чили.
В Ladoga общий объем поставок игристого с 2021 по 2024 год вырос почти в 2,5 раза, до 384,4 тыс. дал. Основная часть поставок приходится на сегмент «игристые», куда включены все вина в этой категории, кроме кавы, кремана, просекко и шампанского. Ее доля выросла с 37,7% в 2021 году до 73,1% в 2024 году. Объем кавы и просекко в портфеле компании за этот срок сократился, а кремана — вырос вдвое.
Популярность игристых вин в России растет ежегодно. Это напрямую отражается на показателях продаж. По данным ЕМИСС, этот показатель в 2024 году более чем на 21% превысил данные за 2021 год (24,5 млн декалитров в 2024 году вместо 19,3 млн дал в 2021 году). Это отражается и на количестве SKU игристого в портфелях виноторговых компаний — о его росте «РБК Вино» рассказали в Ladoga, Luding Group и Fort.
Так, в портфеле Ladoga на конец 2024 года было 317 SKU игристых вин, что составляло 26,3% портфеля компании (доля на конец 2023 года оценивалась на уровне 22,9%). В портфеле компании Fort к игристому относится 235 позиций, или 13% от общего объема, а в портфеле Luding Group — 495 наименований (8% от общего количества SKU).
Перспективное российское игристое
С 2021 года в России растет как объем производства и продаж, так и популярность отечественного игристого. Вслед за этим трендом российские виноделы начали увеличивать количество вин в этой категории. В 2024 году не менее 20 производителей в России впервые выпустили собственное игристое или ввели новые марки этого вина. Объем производства игристых вин в стране с 2021 по 2024 год, по данным ЕМИСС, вырос более чем на четверть (+26,7%). Если в 2021 году было произведено 12,9 млн дал, то в 2024-м — уже 17,6 млн дал.
Об укреплении позиций российских игристых говорят также виноторговые компании и представители ретейла. По словам представителя Fort, к концу 2024 года доля российских игристых вин выросла до 13 с 11% в 2021 году. «За последние три года продажи российских игристых увеличились на 63%, и есть потенциал для дальнейшего роста продукции не всегда хватает и самые популярные позиции не всегда в наличии у поставщиков», — отметила Сологуб. В сети Metro на 10% увеличилась доля российских игристых в ассортименте продукции. А представитель «Ленты» отметил, что на фоне развития российского виноделия доля отечественных игристых в общем объеме продаж выросла на 10%. При этом именно на российское игристое приходятся основные продажи в магазинах сети в 2021 году они были на уровне 57,6%, а по итогам 2024 года — 67,1%.
В период с 2021 по 2024 год Luding Group практически вдвое увеличила количество SKU российских вин в своем портфеле. «При этом есть рост и в количестве как проданных бутылок, так и в объеме полученных денег», — рассказал представитель компании. В Ladoga доля российских игристых с 12,04% в 2021 году выросла до 62,94% в 2024 году. На втором месте по объему находятся игристые из Италии, следом за ними идут Испания, Франция и Австрия.
По словам Ставцева, российский потребитель сейчас настроен очень лояльно к отечественным игристым. В первую очередь это связано с их относительно невысокой стоимостью и успехами в создании недорогих акратофорных игристых. Эксперт отмечает, что российские игристые могут зайти на ту территорию, которую занимают недорогая кава или креманы, и считает перспективными отечественные вина, сделанные классическим методом в ценовой категории от 800 руб. за бутылку. Но он также говорит о том, что в России пока недостаточно сырьевой базы для массового замещения импортных категорий игристых, в частности есть нехватка определенных белых сортов винограда.
Как отмечает Сердюк, несмотря на то что российские игристые не смогли полностью заместить какую-либо из импортных категорий, они «совершенно точно вторгаются в эти сегменты и активно откусывают от этой части пирога». Он отмечает, что отечественные производители активно работают практически во всех сегментах, начиная от петнатов и заканчивая игристыми, сделанными классическим методом с длительной выдержкой.
В целях поддержки отечественных виноделов в России уже дважды были повышены ввозные пошлины на вино из недружественных стран. Так, в августе 2023 года их подняли с 12,5 до 20%, а в августе 2024 года — до 25%. В мае 2024 года президент России Владимир Путин поручил направлять не менее половины доходов, полученных от повышения пошлин на импортные вина, на развитие туризма в стране.
В целом за 2024 год в Россию было поставлено 160,6 тыс. т вина из Евросоюза. Этот показатель оказался минимальным за последние 20 лет. Лидером среди поставщиков вина в Россию из Европы стала Италия, на втором месте находится Латвия, на третьем — Польша. Ассоциация виноградарей и виноделов России регулярно называет введенные повышенные пошлины на вино из недружественных стран недостаточными и предлагает поднять их до 200%, что сделает их запретительными.
Источник: https://www.rbc.ru/wine/news/680b54a39a79471eabf678ff