Евгений Емельянов выступил на Wine Retail Week с системным анализом проблем и перспектив отрасли. По его мнению, будущее виноторговли зависит от перехода к проактивному, дата-ориентированному управлению и тесному взаимодействию бизнеса с государством.
Будущее — за прогнозированием и цифровизацией
Ключевая проблема отрасли, по словам Емельянова, — отсутствие единой информационной модели, позволяющей точно прогнозировать спрос и предложение. Крупные производители, такие как «Кубань-вино», справляются с этой задачей за счёт доступа к обширным данным и понимания макропроцессов. Однако небольшие винодельни таких ресурсов не имеют, а значит, не могут эффективно планировать производство и сбыт. Поэтому крупные винодельни, которые стараются детально планировать производство, сталкиваются с хаосом из-за того, что другие участники рынка работают ситуативно.
Например, на фоне дефицита белого винограда и игристых вин некоторые компании продолжают высаживать преимущественно красные сорта, действуя «по инерции» и игнорируя рыночные сигналы — это только усиливает дисбаланс.
«Когда мы говорим о прогнозировании и создании цифрового двойника отрасли, это необходимо как бизнесу, так и государству — в первую очередь для принятия обоснованных решений. Без таких инструментов крайне сложно оценить масштаб происходящего и эффективно управлять процессами.»
Цифровой двойник отрасли — это модель, объединяющая данные о производстве, спросе, запасах и продажах, которая позволила бы синхронизировать действия всех игроков рынка и органов власти.
Емельянов подчёркивает, что все инструменты для этого уже есть. Данные ЕГАИС позволяют отследить путь каждой бутылки, а ретроспективный анализ европейских трендов (например, на ЗОЖ-вина или альтернативную упаковку вроде банок) даёт возможность прогнозировать развитие российского рынка.
Однако, Емельянов считает, что передавать сырую коммерческую информацию напрямую бизнесу нельзя, так как она критически важна и конфиденциальна.
«Я соглашусь, что нельзя отдавать бизнесу всю информацию, она критически важная. Но можно на уровне государства делать прогнозы, [создать] аналитический центр-институт».
Такой центр мог бы на основе обезличенных данных предоставлять всей отрасли обобщённые прогнозы, помогая как крупным, так и малым игрокам принимать более взвешенные решения.
Продажи и маркетинг
Спикер также подчеркнул, что успешная виноторговля строится на глубоком понимании рынка.
«Вино — это, в первую очередь, маркетинг. Маркетинг как наука о рынке».
О молодёжи
Евгений Емельянов выразил уверенность, что паника вокруг низкого потребления вина молодёжью необоснованна.
• Воспитание вкуса:
«Не начинает молодёжь потребление алкоголя с вина. Это воспитание вкусов».
По его мнению, с возрастом потребительские предпочтения смещаются в сторону более сложных напитков.
• Экономический фактор: Основной платёжеспособный спрос формирует поколение 35+, а не поколение Z, что «купирует» влияние молодёжи на рынок.
• Новые форматы работы: для привлечения молодой аудитории уже существуют эффективные инструменты.
«У нас есть уникальная, как мне кажется, система ярмарок, которые в том числе и занимаются продвижением российского вина среди молодёжи».
Итог
Будущее виноторговли, по мнению Евгения Емельянова, — в системном подходе. Отрасли необходимы прозрачные прогнозы, основанные на больших данных, и тесная кооперация между производителями, поставщиками и государством. Только так можно избежать хаоса, эффективно управлять ресурсами и отвечать на вызовы меняющегося рынка.