loader image

Квота на Россию до 40%. Главное

Обязательная доля российского вина в розничной торговле может увеличиться до 30-40%. Об этом сегодня пишет агентство ПРАЙМ, цитируя Министра промышленности и торговли Антона Алиханова. В том, что сейчас происходит с темой квотирования, разобрался WineRetail.

 «Будем смотреть. Если легко пройдет и мы не увидим никаких сложностей, то потом с коллегами из Минсельхоза будем анализировать количество марок, новых видов вина, которые будут у нас появляться, и будем готовы выходить с предложением о расширении этих 20% до 30-40%, в зависимости от того, как наши виноделы будут готовы удовлетворять потребности», — заявил чиновник в Совете Федерации.

Реальная доля российского вина в продажах в литрах сейчас 62,9% (это данные РАТК за январь-апрель). Доля в общем ассортименте вина, представленного на рынке около 25% (это данные ФАС) — примерно 6 тыс этикеток (без учета похожих на вино напитков) из 25 000, но это уже не самые последние оценки. Доля растет, поскольку ассортимент импортного вина по ширине и глубине на рынке постепенно снижается, а российского вина с каждым годом постепенно расширяется, за счет СТМ крупных производителей и новых небольших хозяйств, включая фермеров, у которых на 10 000 бутылок общего объема производства может быть 25 наименований вина. 

О чем идет речь в обсуждении квот?

•  Квоты будут. Это никаких сомнений у нас не вызывает. Пока 20%, но это не предел.

•  Минпромторг является разработчиком законопроекта о введении квоты в 20% на долю российских вин в рознице и в ресторанных картах

В принципе, большинством ритейлеров квота выполнена (а сетью «Светофор» с запасом перевыполнена). Сам процесс подготовки к введению квот чуткой отраслью был воспринят, как руководство к действию. В «Перекрестке», например, уже 36%, в МЕТРО выше 20% и тд.

•  Есть проблемы с долей полки в спец рознице — в винотеках, где может быть до 5 тыс бутылок вина на полке и бутик с 500 позициями российского вина будет, с точки зрения закона, проигрывать сети «Светофоров», у которой из 7 бутылок — 6 российские (про подбор и качество мы здесь не говорим).

•  Минпромторг это учитывает и при обсуждении законопроекта рассматривались разные механизмы введения квоты в 20%. В том числе, в привязке к общему количеству SKU в торговой точке по принципу — меньше ассортимент — выше доля в %% и наоборот.

•  Также Антон Алиханов говорил о том, что в министерство планирует включить в законопроект о минимальной обязательной доле российского вина в магазинах и ресторанах механизм поэтапного повышения этой доли

•  Как, в итоге, будет выглядеть текст закона мы узнаем, очевидно, уже в осеннюю сессию Госдумы. Будет период открытого обсуждения, потом три чтения и некий период подготовки к вступлению закона в силу.

О том, что завтра надо будет квоту догнать до 40%, никто не говорит. Важно, что Минпромторг планирует оценивать реальное количество вина на рынке и двигать квоту, исходя из реалий.

В реалиях российского вина продается ровно столько, сколько производится. Остальное — вопрос эстетики винных полок, где хотелось бы видеть больше надписей «Вино России».

Другая часть проблемы — это рестораны. Они, с одной стороны, обижены на ритейл, который почти всё хорошее вино себе на полки забрал и не хотят торговать тем, что есть в супермаркетах. С другой, торгуют же рестораны Prosecco больших брендов, на которые иногда скидки -30% в рознице бывают, и не расстраиваются.

Ещё говорят о концепциях, где без Риохи хинкали и без Гави из Гави суши гостям не заходят и о том, что будут карты «потемкинские», где вина 20% российского, но все «было и кончилось».

Вроде бы, самый простой путь — обучить персонал ресторанов работе с российским вином, но тут всё сложнее, чем в ритейле. Есть фактор бизнес-моделей, в которые не вписывается российское вино, на которое 400% сложнее наценить, чем на Гави и Риоху.

Обсуждения продолжаются.

Источник: https://wineretail.info/vinotorgovlya/wr-kvota-na-rossiyu-do-40.-glavnoe-2025-07-02.html