Стал понятен план действий по запуску онлайн-торговли вином и другими типами алкоголя, в том виде, как его позиционирует Центр биометрических технологий. Всё начнется с напитков — «энергетиков»
На слайде «дорожная карта», которую ЦБТ показал на форуме электронной коммерции Минпромторга и РАЭРР E-Retail Week.
Картина выглядит так:
Есть поручение Президента России от 2 июля 2025 года: «Правительству Российской Федерации обеспечить реализацию пилотного проекта по дистанционной продаже товаров с возрастными ограничениями, в том числе через маркетплейсы, с обязательным подтверждением возраста покупателя через ГИС ЕБС».
Единая биометрическая система (ЕБС) – работающая вещь. С её помощью, например, можно «оплатить улыбкой» покупку в магазине, проезд в метро и т.д.
Счет транзакциям через ГИС идет на миллионы, но для её использования нужно сдать биометрические данные (лицо и голос) в саму ГИС. Это можно сделать, например, в банке. Каждая такая транзакция стоит денег. Оценки разные. Нам называли сумму в 2 рубля за подтверждение, плюс нужно подключиться к самой системе.
Далее. Есть список товаров с возрастными ограничениями. Это алкоголь, табак, зажигалки, пиротехника, тонизирующие напитки («энергетики»), интим-товары.
По некоторым из этих товаров 18+ ограничений на доставку нет. Именно по ним будет проводиться эксперимент.
• До конца 2025 года он будет идти по тонизирующим напиткам, пиротехнике и товарам для взрослых.
В 2025 году, кроме доставки, пилот может быть проведён на вендинговых автоматах, где также установят системы распознавания лиц. Также по продаже энергетиков.
• Во втором квартале 2026 года планируется запустить второй этап эксперимента – с продажами российского вина. Для этого режим эксперимента должен получить правовую основу в 171 законе или другими способами. Эксперимент может проводиться на тех площадках, которые успешно пройдут первый этап – продажу энергетиков.
• В 4 квартале 2027 года (если всё будет хорошо на всех этапах эксперимента), будут вноситься поправки в 171 закон и режим дистанционной продажи могут распространить на весь рынок.
Что здесь важно:
— Следим за развитием проекта по энергетикам – его запустить намного проще, чем историю с алкоголем, но без этого «энергичного» старта не будет и продолжения. Также на этом этапе будет понятно — какие площадки войдут во вторую часть эксперимента с российскими винами.
— Если второй этап запустится, будет интересно пронаблюдать за покупательским потоком. Как много людей внесено в ГИС ЕБС и сколько из них будут покупать российское вино с подтверждением личности?
— Экспериментальный режим заработает примерно через год, общий рыночный (в теории) может запуститься через 2-2,5 года.
В ближайшие год-два, как мы уже писали выше, нет оснований полагать, что онлайн станет полноценным каналом сбыта для вина и, тем более, всего алкоголя. Даже если все стадии запуска эксперимента пройдут штатно.
